Главное сегодня

05/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
09.06.11 15:50
| Просмотров: 393 |

Тривиальная любовь Анны Козловой

Наталья Грязневич, «Шум»

«Все, что вы хотели, но боялись поджечь» – такое интригующее название принадлежит новому роману писательницы Анны Козловой, ставшей известной благодаря своим предыдущим произведениям, в частности, роману «Люди с чистой совестью», попавшему в финал престижной премии «Национальный Бестселлер».

В своей новой книге автор описывает жизнь молодой, успешной, эмансипированной женщины, которая, при всей своей внутренней свободе и непобедимом цинизме, остается человеком глубоко несчастным и одиноким. Детство героини было безрадостным, страстный роман с любимым мужчиной закончился разрывом, и теперь ее будни рутинны, заполнены общением с не самыми интересными людьми, чтением психологической литературы и кратковременными случайными любовными связями. История, в общем-то, довольно классическая, и выделяет ее из массы подобных разве что упоминание телепроекта «Дом-2», над которым и работает героиня Анны Козловой. Некоторые герои в книге реальны и упомянуты под своими собственными именами, что тоже, безусловно, придает некий налет яркости и скандальности.

Однако, к сожалению, в остальном роман оказывается весьма заурядным. Наверное, именно «заурядность» – самая подходящая характеристика этого произведения. И дело не только в банальности сюжета – все в этой жизни уже когда-то было и уже сто раз описано. Дело в том, что кроме примитивной фабулы там попросту ничего нет. Роман не интересен, ни с точки зрения формы, ни с точки зрения содержания. Читая эту книгу, понимаешь, что если сейчас ее закроешь, то ровным счетом ничего не потеряешь, а, дочитав до конца, обнаруживаешь, что никакого сильного впечатления не осталось.

Действие книги по большей части состоит из шаблонов, известных каждому, кто хоть раз смотрел телесериалы, комедии и ситкомы. Читая текст Анны Козловой, постоянно испытываешь дежавю, и в какой-то момент понимаешь, что если выбросить из этого романа размышления о жизни (тоже не особо оригинальные), оставив лишь действие, то получится неплохой сценарий для сериала в стиле ТНТ. Ведь текст романа сам по себе не имеет никакой художественной ценности. Там постоянно режут глаз шероховатости, неудачные языковые приемы («Пока мы ели салат, безнадежно остывал суп, а второе, когда мы к нему подбирались, оказывалось холодным, как поцелуй, данный без любви») и просто примитивность и неотесанность языка. Но это не тот случай, когда грубость и небрежность – авторский стиль. Здесь какой-либо стиль отсутствует вовсе. В этом, наверное, и есть главная проблема романа с точки зрения формы. И мат, и сленг здесь не имеет никакой художественной значимости, а лишь выдает бедность языка. Реплики героев иногда вызывают смех, хотя контекст такого эффекта совсем не предполагает: «Когда я увидел тебя там, в холле больницы, во мне будто что-то щелкнуло» – говорит Он, будто посланный свыше девушке Саше в самом финале в награду за ее страдания. «Не верю!» – звенит в голове яростный крик Станиславского.

Единственная часть, где автор заметки смогла погрузиться в текст и, оторвавшись от формальной составляющей, что-то пережить вместе с героями – это рассказ о запутанных и в итоге потерпевших крах отношениях героини Саши с женатым любовником Гришей. Эта история задела и заставила испытать негативные и даже в чем-то болезненные эмоции, – но она тронула. Сложилось ощущение, что до этого момента автор будто писала роман «с холодным носом», не вкладывая свою душу в текст, не веря сама в то, что пишет. А история романа с Гришей полна эмоционального заряда, который, стремительно затухая, еще ощущается в нескольких последующих эпизодах, где фигурирует друг героини, Павел Смоляк. А после этого снова пустота и неестественность.

Мне было удивительно, что автор, которого хвалит Захар Прилепин, и попадавший в финал «Нацбеста», может написать настолько сырой текст.

Ведь не степенью узнаваемости и скандальности упоминаемых имен, не удельным весом грубых слов определяется ценность текста как художественного произведения. И основной вопрос, мучивший меня те несколько дней, что я потратила на чтение этого романа – с какой целью он был написан? Ведь если есть желание высказаться, поделиться с миром размышлениями о жизни, рассказать о непростой судьбе свободной женщины, пусть даже с долей художественного вымысла, не обязательно писать книгу и называться писателем – можно завести блог в Живом Журнале. Так делают тысячи людей, и их читают. У автора есть шанс приобрести гораздо больше читателей, чем те 2000, которые раскупят тираж романа. А уж знакомство с закулисьем «Дома-2» привлечет в такой блог тысячи обожателей телепроекта, а также десятки тысяч его ненавистников. Правда лично я ни к тем, ни к другим себя не причисляю, поэтому вряд ли стану подписчиком.

Помню, как-то писатель Сергей Шаргунов в интервью сказал, что каждый человек, по его мнению, способен написать одно хорошее художественное произведение. Скорее всего, он своим высказыванием вдохновил многих людей на попытку это сделать. Вот лучше бы он промолчал. Потому что всё-таки, наверное, не каждый...

Анна Козлова. Все, что вы хотели, но боялись поджечь. СПб: Амфора, 2011 г.