Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
08.06.11 20:40
| Просмотров: 267 |

«Заслуженный писатель в Англии – богач, а в России – шнырь»

Павел Смоляк, «Шум»

Во вторник в книжном магазине «Буквоед» прошло очередное заседание клуба «ЕдРо». На этот раз формат привычных политических дебатов был слегка изменен. На сцену взобрались городские писатели, а место ведущего занял петербургский депутат Виталий Милонов.

Обсудить писательское дело пригласили известных петербургских прозаиков, которые, впрочем, успели поработать даже в кино, а один, Андрей Константинов, несколько лет возглавляет «Агентство журналистских расследований» и до недавнего времени руководил Союзом журналистов города и области. Двое других – создатель легендарных «ментов» Андрей Кивинов и лауреат «Национального бестселлера» Илья Бояшов.

Начиная дискуссию, депутат Милонов заметил, что без творческих (пишущих) людей невозможны никакие преобразования в стране, а, обращаясь к Андрею Кивинову, сообщил, что выполнил свою просьбу и убойный отдел Кировского района, в котором служил когда-то писатель, получит автобус. Кроме того, один из помощников парламентария является прототипом известного на всю Россию мента Дукалиса. «Город маленький», - подытожил Милонов.

«В нашем городе не очень понятно место писателя», - сказал Андрей Константинов и, перефразировав известную строчку великого Евгения Евтушенко, промолвил: «В сегодняшней России поэт стал намного меньше, чем поэт». Журналист и автор детективов с сожалением констатировал, что в российской Государственной Думе много спортсменов, но нет писателей, которые, кстати, настоящие «властители дум». Также Константинов нашел проблему в том, что в России все меньше и меньше читают. Причину этому писатель видит в современном образе жизни, когда, например, молодому человеку, надо не только учиться, а где-то работать и успевать «бегать на свидания». Студенты пятого курса факультета журналистики обычно ничего не знают об «Уотергейтском скандале [деле]», и на вопрос, кто в момент скандала был президентом USA, вместо Никсон отвечают Николсон. «Однажды выпускающий редактор одного телеканала ответил, что суть скандала в том, что американца по фамилии Уотергейтс не пустили в Чечню», - с печалью и юмором произнес Андрей Константинов.

По словам Константинова, у российского государства нет четкой политики в отношении писателей. Власть, считает он, должна обеспечить связь читателя с писателем, продвигать талантливые книги на внешний и внутренний рынок. «Даже в художественном тексте заключены познавательная и воспитательная функции», - сказал Константинов. Писатель читает норвежскую литературу и получает дополнительные знания. Мир же лишен русской литературы. «Мы исключены из мирового литературного процесса. Нас не знают», - категорично выступил Андрей. Эту проблему, считает писатель, нужно срочно решать, как решали ее в СССР, то есть следует переводить лучшие российские романы и представлять их на суд мировой общественности, иначе о России будут по-прежнему судить только по книгам Льва Толстого и Федора Достоевского. «Роль писателя большая, но не очень много актеров, кто смог бы ее сыграть, и театр еще не построен», - философски закончил Андрей Константинов.

Андрей Кивинов обратился к другой проблеме. Многие читатели считают, что писатели богатые люди, однако это не так. «Один издатель мне сказал, что в России только 30 авторов, которые могут жить на гонорары от писательской деятельности», - сказал Кивинов, не сообщив, входит ли он или присутствующие рядом коллеги в этот top30. «Заслуженный писатель в Англии – богач, а в России – шнырь», - добавил Константинов.

Писатель Илья Бояшов пожелал, чтобы партия «Единая Россия», которая организовала дискуссию, из партии власти после декабрьских выборов стала просто партией. «Это будет лучше для всех», - сказал лауреат «Национального бестселлера». Долгое время Бояшов преподавал в Нахимовском училище и там, пошутил писатель, выстраивалась рота и отдавался приказал читать. «Проблем с чтнением не было».

Говоря серьезно, писатель, работающий еще редактором в «Амфоре», разделил издательства на два вида – лаборатории и фабрики. Первых практически не осталось. Именно такие издательства искали новых авторов, и, пожалуй, сегодня можно назвать только Ad Marginem – небольшое московское издательство, открывшее широкой публике Захара Прилепина, Германа Садулаева, Андрея Аствацатурова, Михаила Елизарова. К сожалению, сегодня издатели не готовы вкладываться в молодых писателей, чьи книги заранее обречены на неуспех. «Лишь с 4-5 книжки автор выходит на свет божий», - утверждает Илья Бояшов.

По мнению писателя, Запад навязал России свой национальный миф: Мэрилин Монро, Микки Мауса и так далее. «Мы не можем навязать свой миф», - в этом причина неудачи русской прозы  за границей. Бояшов полагает, что в нашествии американских и европейских мифов виновата власть. «Таланты нужно производить», - наказал писатель.

«Может, в России нет хороший писателей?» - спросила депутат Государственной Думы от «Единой России» Надежда Орлова. «Почему в Америке не продается наш квас, а мы пьем «Кока Колу»?» - вопросом на вопрос парировал Андрей Константинов. Писатель заявил, что может назвать 50 русский литераторов, которые не уступают звездам мировой литературы. «Юзефович, Бояшов, Волос, Пелевин, Сорокин…» - Константинов все-таки прервался.

Общее мнение, надо полагать, в конце мероприятия озвучил Илья Бояшов. Писатель сказал, что в мире читает всего 5% человек, чтение – это элитарное занятие. Он считает, что стихи не стоит читать на стадионах, как это делали Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский, Рождественский. Стихи надо слушать в сугубо камерной обстановке. Пройдут годы, сказал Бояшов, и литература станет досугом для богатых, хотя элитарный клуб читателей весьма демократичен: достаточно просто открыть книгу и начать читать.