Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
06.06.11 10:25
| Просмотров: 581 |

Отвратительные итоги. В Петербурге вручили «Нацбест»

Павел Смоляк, «Шум»

11-й «Национальный бестселлер» побил рекорд по мрачным лицам. Новому (хорошо забытому старому) лауреату престижной литературной премии совсем не радовались и, как не удивительно, проклинали Ксению Собчак, чей голос решил исход интриги года.

Можно лишний раз повторить, что «Национальный бестселлер» самая непредсказуемая литературная премия. Кому достанется главный приз в несколько тысяч долларов и почетный диплом, не знает никто. За долгие годы существования «Нацбест» поднял из небытия прославленного писателя Александра Проханова, одарил Виктора Пелевина, а неделю назад на церемонии «десятилетия» в столице премию «Супер Нацбест» (100 тыс долларов) получил писатель Захар Прилепин. В Петербурге, однако, вся интрига заключалась в таинственности персоны главного претендента на премию. До сих пор неизвестно, кто скрывается за псевдонимом Фигль-Мигль, зато читателю хорошо известны другие финалисты – Дмитрий Быков, Михаил Елизаров, Павел Пепперштей, Андрей Рубанов и Сергей Шаргунов.

Гостей церемонии 2011 года в отеле «Астория» встречали трогательные распевы известного молодого исполнителя Ивана Алексеева, который больше известен публике под прозвищем Noize MC. Иван, кроме всего, еще входил в Малое жюри премии. В знаменитой гостинице вечером в воскресенье собрались известные петербургские писатели, лауреаты «Национального бестселлера» прошлых лет, почтительно со всеми здоровался и чокался бокалом шампанского учредитель «Нацбеста» критик Виктор Топоров, никогда не загадывающий победителя, но предрекавший выигрыш Фигля-Мигля. На неизвестного автора ставили многие и на то были основания.

ФОТОРЕПОРТАЖ Национальный бестселлер - 2011

Фигля-Мигля никто не видел, никто не знает мужчина это или женщина, хотя писатель Валерий Попов поделился слухами, дескать, таинственный автор уже двух шумных книг – длинноногая молодая девушка с отменным вкусом. И, наверное, многие хотели, чтобы премия досталась именно Фиглю, и не за хорошую прозу (а она хорошая), а ради судьбоносного момента, когда автор «Ты так любишь эти фильмы» откроется миру.

Из финалистов на церемонию не приехали двое. Павел Пепперштейн сломал ногу, а Дмитрий Быков, уже получивший «Национальный бестселлер» несколько лет назад, не явился принципиально. С организаторами премии у писателя «стилистические разногласия». Даже ходил слух, что Быков все-таки собирался приехать и выступить со словами: «Дорогие гости, а не надоели ли вам хозяева?»

Почетным председателем Малого жюри в этом году стала Ксения Собчак. Церемонию, как всегда, открыл Артемий Троицкий, рассказав, что Захар Прилепин объявил, что потратит 100 тыс долларов на четвертого ребенок. «Глядишь, скоро и меня догонит», - сказал музакальный критик. «Как отдал?» - вопросительно взглянула телеведущая Ника Стрижак на мудрого Виктора Топорова, который деликатно промолчал и через секунду, взяв микрофон, представил каждого из лауреатов.

Топоров заметил, что участников воскресного шорт-листа «Нацбеста» отличает романтизм. Андрея Рубанова он назвал постсоветским графом Монте-Кристо, Михаила Елизарова – графом Дракулой. Сергей Шаргунов, по словам критика, мог лежать с проломленной головой или руководить комитетом по культуры Госдумы, но «предпочел прибивание здесь». Романтизм Павла Пепперштейна начинает с самого слова «Пепперштейн», сказал Топоров, и назвал Дмитрия Быкова «барочным персонажем». «Вся страна еще не знает, за кого будет голосовать – за Фигля или Мигля, а мы тут в одном псевдониме собрались весь тандем сразу», - зло пошутил Виктор Леонидович.

Члены жюри по очереди стали голосовать. Иван Алексеев отдал свой голос за роман Дмитрия Быкова. Филолог Сергей Богданов проголосовал за Фигля-Мигля. Долго задержавшись на сцене, профессор прочел, как ему показалось, знаковые места из романа питерской невидимки. Эдуард Кочергин, художник и прошлогодний лауреат премии, выбрал Дмитрия Быкова. Глава русского сегмента «Живого Журнала», сексапильная блондинка Светлана Иваникова отдала голос за Фигля-Мигля. Популярный журналист Олег Кашин проголосовал за своего друга Сергея Шаргунова. Режиссер Алексей Учитель пообещал экранизировать «Мультики» Михаила Елизарова и, соответственно, выбрал писателя-мистика. Исход голосования пришлось решать Ксении Собчак. Эпатажная дива призналась, что ее выбор – Елизаров, но, увы, пришлось выбирать между Быковым и Фиглем-Миглем, и она выбрала книгу Дмитрия Львовича «Остромов, или Ученик чародея».

Выбор жюри расстроил всех присутствующих в зимнем саду «Астории». Гости спешили покинуть насиженные места и переместиться к фуршетным столикам. Организаторы постарались на славу. Желающие могли утолить жажду апельсиновым соком, красным или белым вином, водкой. Из закусок – семга, салаты, буженина, пирожные и далее. Директор фонда «Национальный бестселлер» Вадим Левенталь выразился, наверное, компактней всех и этим словом, я имею в виду «пиздец», охарактеризовал все настроение публики. Впрочем, понравился выбор жюри лауреату «Нацбеста» прошлых лет Илье Бояшову, но тут, конечно, личное: в свое время именно Быков выдвинул Бояшова на премию и приложил немало усилий, чтобы замечательный петербургский прозаик победил с книгой «Путь Мури».

Ну, а так - отвратительные итоги.