Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
13.05.11 20:10
| Просмотров: 367 |

Каренина-Соловьева

Наталья Грязневич, «Шум»

В России в широкий прокат выходит картина прославленного Сергея Соловьева «Анна Каренина», снятая по известному на весь мир одноименному роману Льва Толстого. В фильме свои последние роли сыграли Александр Абдулов и Олег Янковский.

Перенос на экран литературного произведения всегда само по себе вызывает споры, в которых в большинстве случаев солируют негативные ноты. Экранизация произведения такого масштаба, как роман Льва Толстого, знакомого любому образованному человеку, априори притягивает миллионы критически настроенных взглядов. Что же говорить о создании киноверсии романа, бывшего экранизированным уже около тридцати раз в разных странах мира разными режиссерами при участии в том числе всемирно известных величайших актеров, как, например, в 1935 году, когда Анну Каренину сыграла Грета Гарбо. Казалось бы, копилка экранных образов героев Толстого набита золотом до краев. Режиссер Сергей Соловьев, однако, нашел в ней свободное место для еще одного шедевра

Премьера фильма Соловьева состоялась еще в 2009 году, но в широкий прокат он выходит только сейчас. 12 мая в кинотеатре «Аврора» состоялся еще один премьерный показ, на котором присутствовал и сам режиссер. Как он пояснил во вступительном слове, Толстого более всего занимало художественное изображение жизни - жизни человеческой души, ее метаний и исканий. Толстой, по мнению режиссера, не закладывал в романе глубокие смыслы – это ему было неинтересно. И даже эпиграф, предваряющий повествование, выглядит чужеродным, искусственно притянутым. А на самом деле именно художественность – самое драгоценное в романе Толстого.

Сергей Соловьев сконцентрировался на изображении жизни во всей ее сложности и непредсказуемости. Никакой глубокой морали – просто жизнь – такой идеей руководствовался режиссер, берясь за новую киноверсию Карениной.

По признанию Соловьева, Олег Янковский и Александр Абдулов, для которых роль в этом фильме стала последней или одной из последних в жизни, воспринимали работу над этой картиной как главное дело своей жизни. В это поначалу трудно поверить, ведь за плечами этих великих актеров множество масштабных ролей. Но игра их в этой картине действительно достойна восхищения. Каренин в исполнении Янковского не кажется сухим, каким он может показаться в романе. Достоинство, с каким действует Каренин в фильме, просматривается в каждом эпизоде: встреча на вокзале, разговор с женой, где он напоминает ей о необходимости сохранить семью, признание Анны в измене, разговоры с Облонским, сцена у постели только что родившей Карениной и другие.

Александр Абдулов в равной степени мастерски воплотил образ Стивы Облонского. Кажется, он как никто подходит для этой роли. Его манера игры, узнаваемая в последних его работах (к примеру, в роли Коровьева в «Мастере и Маргарите») очень органично выглядит и здесь: с виду простой и нерешительный, но говорит быстро и сбивчиво, как будто хитрит. Сама по себе его манера привлекательна и, без сомнения, любима многими, что сразу обеспечивает успех.

Отдельно стоит отметить интерьеры и реквизит, использованный в фильме. Как сказал Сергей Соловьев, они хотели сделать картину максимально естественной, в частности, поменьше задействовать студию и декорации, а снимать в настоящих интерьерах. Очень много сцен было снято в залах Юсуповского дворца в Петербурге. Вместе с элегантностью и разнообразием костюмов (напомним, фильму была присуждена премия «Ника» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам»), это делает фильм очень красивым.

В целом фильм воспринимается действительно как художественное изображение сложной человеческой жизни, с её метаниями, ошибками и неразрешимыми проблемами.

Может показаться, что в начале сюжет идёт очень быстро, даже скомкано: сцены короткие, порой будто оборванные. А к середине действие замедляется, и здесь все переживания героев, их проблемы выписываются очень подробно, что позволяет зрителю испытывать те или иные эмоции вместе с героями. В какой-то момент просмотра перестаёшь думать о том, что перед тобой — экранизация знаменитого романа, а просто с тревогой следишь за непростой судьбой героев фильма — обычных людей, подверженных тем же самым переживаниям, что и все мы. Каждая сцена с участием Анны и Вронского будто заряжена — страсть, овладевшая героями, словно не вмещается на экране и прорывается в зрительский зал, поражая каждого свом зарядом. Актриса Татьяна Друбич очень правдоподобно и живо передала состояние женщины, потерявшей контроль над собой, бессильной перед захватившими её чувствами. Анна гибнет на глазах зрителя, с каждой минутой становясь все более жалкой, и мастрерство актрисы и режиссера в том, что Анна непонятна, неадекватна для обычного человека. Жалость, которую она вызывает, это жалость настороженная, жалость холодная. Страдания Анны не кажутся возвышанными и благородными — они настоящие. И отвращение героини к самой себе выглядит естественным и вполне закономерным.

К концу фильма атмосфера приближающейся трагедии нарастает. Кадры начинают плыть, раздваиваться — как плывет все в глазах героини. Это как нельзя точно передаёт состояние Карениной, сердце которой разъедается обжигающей смесью из ревности, гнева, страха и боли. Последние кадры, где мы видим её живой — иллюзорная тишина и спокойствие, но именно такое затишье предвещает бурю. Снова головокружение, мерзкие улыбки сидящих напротив людей, дверь, платформа, колёса поезда.

Немного напугать может то, что раздавленных труп Карениной с оторванными частями тела показывается в фильме крупным планом. Это тоже снимает некоторый налёт романтики, который всегда сопровождал образ и судьбу Анны Карениной. Режиссер умело показал, что пережитое героиней далеко от всякой романтики, и женщина, бросающаяся под поезд, не должна вызывать вздохов, а может вызвать только ужас и страх — какой вызывает вид трупа с оторванными руками.

Фильм «Анна Каренина» Сергея Соловьева — это фильм о людях, а не об идеях. Здесь нет морали, претензии на раскрытие некой истины, что, кстати, часто приписывают произведениям Толстого. Это история людей или даже скорее — история чувств, потому что именно они играли здесь главные роли, тянули за ниточки, на другом конце которых, привязанные к ним слабые и такие маленькие люди.