Главное сегодня

13/08/2020 ВСЕ НОВОСТИ
11.04.11 05:00
| Просмотров: 183 |

Эпоха оптимизма

Роман Бурый

В галерее Росфото открылась выставка фотографии «Эпоха оптимизма». Организаторы предлагают погрузиться в мир советской фотографии 20-40-ых годов прошлого столетия. На выставке представлены три направления развития фотографии: салонная, репортажная и левая, конструктивистская.

Главным отличием революционной эпохи по сравнению со стабильным консервативным развитием – это выплеск страстей. И, прежде всего, конечно, сексуальных. Если рассматривать с такой позиции фотографии, то речь будет идти не о какой-то пропаганде и отражении реальности, но о развитии либидо в революционные годы и его канализации в сталинскую эпоху.

Прежде всего, в 20-30-е годы XX века сохранялась декадентская салонная фотография с загадочными обнаженными натурами. Это мог быть просто бюст женщины с дымкой - «Обнаженная» Александра Гринберга или фигуры в экстатических состояниях, как у него же в серии «Искусство движения», когда Гринберг фотографировал балетную труппу в студии Веры Майя. Эммануил Евзерхин находит другой, более пролетарский образ. Он фотографирует скульптуру в центральном парке им. М. Горького «Девушка с веслом». Античная нагота совмещается с бытовым инструментом-веслом. Мы видим в загадочной темной атмосфере, освещенной только в некоторых местах современными прожекторами, девушку, которая держит весло как посох, то есть фаллическое, иерархическое торжествует в Москве 30-ых. Рабочий класс стоит выше декадентов и аристократов.

Продолжая античную тему, интересно, что в сталинскую эпоху началось восхваление мужского тела и гомоэротики. Например, фотография радикального конструктивиста Бориса Игнатовича «Душ», Москва 1932. Мужчины коллективно принимают душ: кто-то сидит и наблюдает, а кто-то моется. На спортивную тему делал фотографии Аркадий Шайхет. Сильное мужское тело, напряжение, борьба, преодоление - все это можно увидеть на его фотографии «Толкание ядра».

Как интересно показал Вильгельм Райх в своей работе «Психология масс и фашизм», массы сами желали прихода тоталитарного общества. Желание переходит из чисто психологической сферы индивидуальной сексуальности к желанию преобразования общественного устройства. Поэтому на фотографиях 20-30-ых годов можно увидеть массовые ритуалы, которые по своей сути были античными вакханалиями. Только если у римлян такие мистерии включали разгул страстей и были своего рода сексуальной разрядкой, то в Советском Союзе марши, наоборот, канализировали сексуальное чувство в образе вождя и были сексуальной зарядкой.

«Утренняя зарядка» Шайхета или «Колонна «Динамо» на Красной площади» Александра Родченко могут служить примером таких мистерий. Забыть личностное начало в массе, в приобщении к великой стройке, победе или просто зарядке. Государство заряжало массы сексуальной энергией как свои шестеренки, чтобы потом нещадно эксплуатировать. Вся конструктивистская фотография пропитана сексуальным материалом: трубы, круги, водонапорные башни, лестницы, прямые линии.

Конечно, очень сексуально выглядят военные фотографии. «Главный калибр» Ивана Шагина представляет начищенную до блеска пушку Балтийского флота. Или репортажное фото с военных позиций «Даешь Киев!» Аркадия Шайхета, где бойцы, вдохновленные надписью на столбе (!), перебираются через Днепр. Евгений Халдей в этом плане сделал две самые выразительные фотографии войны: «Знамя победы над Рейхстагом. Берлин 2 мая 1945» и «Немецкий штандарты. Парад Победы на Красной площади. Москва 24 июня 1945».

Эпоха оптимизм в СССР была. Но как любой оптимизм, эта эпоха была построена на массовой паранойе. Бред великих идей и стройных теорий будоражил людей. Они верили, что технического прогресса будет достаточно для счастья. Главное - это знания, наука, которая должна помочь человеку контролировать природу. Но природа сыграла злую шутку. Страсти, которые освободились во время революции, были зажаты в тисках самого тоталитарного общества. Потому что в действительности они хотели не освобождения от пут, обязанностей, а закрепощения в самом холуйском состоянии. И выставка очень хорошо показывает, как сексуальная свобода встраивается сталинский порядок.

Выставку можно увидеть до 31 мая.