Главное сегодня

04/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
14.03.11 17:55
| Просмотров: 131 |

Друзья мои, прекрасен наш конфуз

Павел Поляков

Однажды писатель Бульвер-Литтон увидел картину Брюллова «Последние дни Помпеи». Полотно великого русского мастера вдохновило литератора на написание романа. Работы художников и скульпторов группы «Охта» тоже вызывают желание написать книгу… О последних днях изобразительного искусства.

Само по себе мероприятие в музее Державина вторично. Оно проводится в память выставки 1983 года, когда десять 10 авторов собрали свои работы в зале на Охте. По этой местности группа и получила свое название. Они противопоставляли себя официальному советскому искусству, старались изображать не традиционных для соцреализма рабочих и колхозниц, а «нейтральные» сюжеты вроде Пушкина. Числились как оформители киностудий и театров. Теперь, во время свободы, зрелые художники решили доказать, что они еще в самом расцвете творческих сил. Пусть кто-то болен, а кто-то в Израиле.

Действительно, рисовать-ваять они умеют. Причем во всех стилях последних ста лет. Работы покупаются за большие деньги, хранятся в главных музеях, а Галина Додонова еще во времена «Охты» оформляла метро «Приморская». Но найти разницу между уровнем этих художников и тех, кто выставляет свои работы, например, на Невском проспекте весьма проблематично. Одни и те же темы, одни и те же образы. Если не банальна идея, то тривиальна техника. Не обошлось без Пушкина (а как же, ведь музей Державина филиал Мойки, 12) и даже мальчика с иконой.

Когда-то оппозиционные художники сами стали своеобразным соцреализмом с устоявшимися канонами и представлением о прекрасном. «Пушкин-лицеист» Галины Додоновой отличается от классического скульптуры Роберта Баха лишь болезненной худобой. Точно такие же пропорции у Гоголя (проект на выставке). И у Ахматовой, памятник которой установлен на набережной Робеспьера, напротив «Крестов».

Быть может, неискушенный посетитель найдет на выставке «Друзья мои, прекрасен наш союз» много нового. Он откроет для себя импрессионизм, кубизм и абстракционизм на доступном для понимания уровне. Узнает про живопись на деревянной двери, полюбит картину из старых тряпок. Может показаться оригинальной композиция из сплющенного ведра и скульптура в виде деревянной коряги. Вспомнит лишний раз о Пушкине, Гоголе, испытает чувство тревоги. По словам авторов, именно тревога от современной эпохи объединяет творчество столь разных жанров.

Да и для специалистов охтинская десятка важна. С исторической стороны – образец советского неофициального искусства 80-х годов прошлого века. При этом их связь с традиционными формами стала еще сильнее из-за появления новых видов искусства. Разного рода видео-арта, хэппенингов и флеш-мобов. По сравнению с такими акциями, любое нарисованное маслом покажется классикой. К сожалению, в музее Державина не представлены работы с оригинальной выставки 1983 года. Тогда бы историко-познавательное значение мероприятия возросло. Неплохо бы смотрелись и работы авторов в стиле социалистический реализм, благо они были.

Выставка работ Владислава Блинова, Феликса Волосенкова, Галины Додоновой, Лады Кушаковой, Виктора Лебедева, Юрия Павлова, Ильи Соркина, Валерия Лукки и Светланы Фадеенко продлится до 1 апреля.