Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
24.05.10 09:55
| Просмотров: 562 |

Небоскреб «Газпрома» попал под лапу президента

Павел Смоляк

Противники строительства башни «Охта-центра» на прошлой неделе задышали в новом ритме. Глава Росохранкультуры Александр Кибовский, входящий в число противников делового центра «Газпрома» в Петербурге, обнародовал письмо, в котором президент России Дмитрий Медведев просит власти Петербурга остановить все работы по проекту строительства 403-метрового небоскреба. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова поспешила подтвердить наличие обращения.

До сего момента самым высокопоставленным чиновником-противником строительства башни был министр культуры Александр Авдеев. Выписанный из Парижа интеллигент не раз высказывался против башни «Газпрома», в словах чувствовалась сталь и принципиальность. Призывы министра не слышали ни премьер Путин, ни президент Медведев, хотя, как теперь видно, Дмитрий Анатольевич чего-то выжидал.

«Моя позиция не изменилась, решение правительства Санкт-Петербурга по высотности здания принято с нарушением федерального законодательства», - заявил Авдеев сразу после обнародования просьбы Медведева к Смольному. Нарушения законов, надо сказать, пока никто не выявил, дело в другом.

Как говорят в Росохранкултуре, письмом президент отреагировал на доклад миссии ЮНЕСКО. Весной иностранцы приезжали в Петербург и с опасением отнеслись к затее «Газпрома» по строительству небоскреба. В самом энергетическом гиганте, а точнее в ОДЦ «Охта», ничего угрожающе страшного в письме Медведева не нашли. «Строительство делового центра планируется осуществить за пределами исторической части города и вне охранных зон ЮНЕСКО. Подчеркиваю, что никаких строительных работ на месте предполагаемого строительства в данный момент не ведется», - заявила пресс-секретарь компании.

В Смольном письмо первого лица в государстве никак не комментируют, наверное, думают: а надо ли? Просьба Медведева выглядит очень уж странной. Президент несколько лет назад, будучи на работе в Администрации Президента и Правительстве, возглавлял Совет директоров «Газпрома» и никто иной, как лично Медведев, принимал решение о строительстве делового центра на Охте. Тем более что государственную монополию возглавляет давнишний приятель президента Алексей Миллер. К чему письма?

Оппозиция поспешила обрадоваться. «Я не представляю себе Валентину Матвиенко, сопротивляющуюся воле президента, хотя раньше она ставила мнение ЮНЕСКО под сомнение», - язвительно-ласково сказал в интервью газете «Ведомости» оголтелый противник строительства башни, председатель петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник.

Председатель Совет Федерации, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов поддержал письмо президента и высказал надежду, что власти города теперь примут взвешенное решение о судьбе проекта – найдут другое место для возведения здания или уменьшат его этажность. Коллега Миронова в Законодательном Собрании депутат Алексей Ковалев призвал не расценивать письмо президента так однозначно. Парламентарий напомнил, что через месяц пройдет сессия ЮНЕСКО, в повестке которой уже есть вопрос о включении Петербурга в список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой. Кроме всего, вместе с предложением понизить высоту небоскреба «Газпрома» Медведев одобрил предложение по уменьшению в Петербурге объектов всемирного наследия.

«И теперь объекты всемирного наследия в трактовке Российской Федерации будет намного и намного меньше, чем он был на самом деле. Например, весь Васильевский остров туда не попадает. Самое, что ни на есть потрясающее, то что «Охта-центр», который находился на территории объектов культурного наследия, то есть Ниеншанц входил в объект наследия, он не будет больше в объектах наследия», - предположил Ковале в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Число сторонников строительства небоскреба в профессиональной среде архитекторов только растет. Выпускник Московской архитектурной академии Федор Дубинников, признанный лучшим молодым архитектором России 2009 года, считает допустимым строительство «Охта-центра» в Петербурге.

«Я не вижу возможности строить здания иной архитектуры, кроме современной. Альтернатива - только не строить вообще. Это все равно как не делать современные автомобили», - сказал газете «Известия» победил международных конкурсов.

По мнению архитектора, привнесение нового культурного слоя для архитектурного объекта намного ценнее, чем реконструкция, имитирующая и подделывающая технологии прошлого.

Наезды на «Охта-центр» звучат не впервые. Несколько месяцев назад центральные телеканалы (кроме НТВ), словно сговорившись, пинали идею строительства башни «Газпрома». Скандальное ток-шоу было показано на Первом канале, где в числе сторонников небоскреба был народный артист России Владимир Бортко. Грубость и надменность ведущего Максим Шевченко не позволило передаче идти в конструктивном русле. Великий режиссер покинул студию, а шоу прервали рекламой.

Многочисленные опросы жителей Санкт-Петербурга показывают, что единого мнения пока нет, но большинство за сторонниками строительства небоскреба. Таких около 60%, в том числе несколько почетных жителей города. Противники строительства не раз проводили массовые акции. Самый крупный митинг прошел осенью прошлого года. На нем собралось около 5 000 человек. На этом протест иссяк.

Сегодня никто не может точно сказать будет ли строительство или нет. Кое-какая работа идет, вложены огромные деньги, само строительство сулит городу приток многомиллионных инвестиций и тысячи рабочих мест. Поэтому губернатор Валентина Матвиенко не раз заявляла, что «Охта-центру» в городе быть. Очевидно, что возведение небоскреба в Охте – дело политическое и зависит исключительно от решения одного или двух главных государственных персон страны. Владимир Путин высказывался за строительство башни, Дмитрий Медведев аккуратно высказался против. Разумеется, тут не стоит искать трещину в президентском тандеме. Скорее всего, перед нами разворачивается умелая комбинация, в большей степени направленная на реакцию Европы, в которой президент Медведев слывет либералом и демократом. Косточка, кинутая оппозиции, обгрызена, однако не надо забывать: за столом «легендарной мэрии» разладов не бывает.