Главное сегодня

05/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
03.02.11 19:20
| Просмотров: 173 |

Восстание символов в галерее «Моховая 18» (ФОТО)

Роман Бурый

Петербургский художник Андрей Ромасюков пишет картины в стиле метафизического реализма. На выставке «Восстание символов» в галерее «Моховая 18» он обращается к темам исторической памяти народа и личности. Трагедия белогвардейцев и толкование сновидений - главные темы художника.

До 5 февраля в галерее «Моховая 18» проходит выставка петербургского художника Андрея Ромасюкова. Он обращается к историческим темам гражданской войны и пытается через символ передать ощущение эпохи. Сам художник пишет о своей выставке так: «Подчас любое слово или даже увековеченный звук может нести в себе не только видимое, но и зашифрованное значение, и значение это может быть выражено по средствам визуального образа. Однако на представленных работах, а это живопись и графика, зрителю не придется погружаться в мир замысловатой каллиграфии или разгадывать ребус. Образ, изображаемый на плоскости, здесь играет основополагающую роль».

Продолжатель идей метафизического реализма де Кирико и Марка Шагала Андрей Ромасюков ищет вещи, которые бы раскрыли прошлое для настоящего. Ведь эпоха гражданской войны никуда не ушла, она значима до сих пор, и по своим идеям и по личностям. У нас до сих пор спорят: нужно ли хоронить Владимира Ленина, поэтому художник не просто берет какие-то символы и изображает их на холсте, а они буквально прорываются в современное сознание. И не удивительно, что выставка тематизирована как «Восстание символов», потому что, кроме метафизического, здесь еще присутствует и чисто исторический аспект революционного движения.

Сразу надо отметить, что художник выразил свою негативную позицию в отношении к революции. Предреволюционная Россия - это страна эстетских салонов и поэзии серебряного века, офицеров чести с начищенными до блеска сапогами, но также та Россия, которая сама задавала себе вопрос: быть или не быть? Так на картине «Пыль времени. Гамлет» зритель увидит классический натюрморт с разбитым зеркалом на заднем фоне, в которое смотрится последний раз белогвардейский офицер. Он уже снял погоны, а значит, изменил присяге. Его участь решена - он будет убит. Ромасюков тоскует по этому возвышенному миру, который сохранял ценности добродетели. Этот мир оказался сначала в кризисе, а потом и полностью разрушенным.

О непосредственной битве двух противоположных сил повествует другая картина «Каин и Авель». Очевидна связь с ветхозаветным сюжетом о богоборчестве, когда Каин убивает Авеля из ненависти к Богу, потому что он якобы любил Авеля больше, чем Каина. Так и большевики разрушали с религиозным рвением христианские храмы, убивали священников, расстреливали дворян, пытаясь доказать свою избранность. Еще философ Николай Бердяев отмечал религиозный аспект большевизма. Большевики выиграли битву, совершили убийство, но это была пиррова победа, потому что они потеряли ту великую Россию начала XX века. Кроме идей в картине, стоит отметить также динамичную композицию с великолепными лошадями – оммаж Рубенсу.

Историческое сознание художника иногда доходит не просто до каких-то исторических эпох, а до конкретных мест и событий. Так художник обращается к станции Кастория, где была проиграна значимая битва с красноармейцами, после которой началось отступление Белой гвардии. Поручик Гвоздев видит страшный сон перед битвой. За вагонами поезда столпились мученики, как в Средние века, они ждут момента своей казни. Все фигуры находятся в каком-то тумане, так и вспоминается мрачная атмосфера гоголевского Петербурга или метафизика «Мастера и Маргариты» Булгакова.

Историческая тематика не единственная в творчестве Андрея Ромасюкова. Тему сна, но уже в личностном аспекте продолжает, например, картина, которая так и называется - «Сон». Здесь важно понять, к какой традиции обращается художник. Зигмунд Фрейд пишет в 1900 году свою главную работу «Толкование сновидений». Фрейд легитимировал практику обращения к своим снам и попытался рационально их проанализировать. По мысли Фрейда, именно во сне приходит истинная реальность, и хотя сила сверх Я не прекращает свое действие, все же через символы бессознательное дает о себе знать. Символ для Фрейда ключ к пониманию психики человека. Художник Ромасюков изображает в экспрессивной манере вроде бы спокойное состояние сна. По идеи человек должен быть таким, но во сне начинается другая жизнь, которая может быть даже более значительной, динамичной, эмоциональной, чем жизнь в реальности. Именно это пытались донести в своих картинах все метафизические реалисты. Воспоминания и наши желания никогда не дремлет, поэтому наша ночная жизнь также богата образами, как и дневная.

Художник с древних времен - проводник в другой мир. Он является толкователем мифов, сновидений. Мир Андрея Ромасюкова – это трагическая покинутость человека, утрата прошлых иллюзий. Но эти образы прошлого воскресают в картинах петербургского художника.