Главное сегодня

19/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
20.05.10 18:00
| Просмотров: 62 |

Агент надежды

Екатерина Буркова

Какую бы роль не играл Георгий Жженов, его образ был воплощением мужества и человечности. Все характеры, им созданные, вызывали симпатию и были близки советскому зрителю. Жжеенов прошел долгий путь – от человека, лишенного всех прав до знаменитого артиста, чье имя останется яркой страницей в истории театра и кино.

На вечере памяти Геогрия Жженова в Фонтанном доме показали документальный фильм «Агент надежды», который открыл широкой публике малоизвестные подробности биографии актера: голодные детские годы, продолжительный период ссылок и скитаний. Со многими он разделил самые трагичные моменты двадцатого века. И один из немногих – выдержал; Жженов всегда был уверен в том, что в жизни есть место для надежды.

После окончания седьмого класса Георгий Жженов поступил в Ленинградский эстрадно-цирковой техникум, воспользовавшись документами старшего брата Бориса (этот «обман» ему впоследствии, конечно, простили). Сценическая карьера Георгия началась на арене цирка Чинизелли, где он выступал в качестве акробата. Через какое-то время его заметили – и пригласили сняться в фильме «Ошибка героя». После этого Жженов «заболел» кинематографом: «Я променял запах манежа на запах ацетона в гримерке», - говорил он. Окончив техникум, Георгий продолжает учиться – уже на киноотделении Ленинградского института Сценических искусств.

Черная полоса в жизни началась с ареста брата. Семью Жженовых должны были выслать в Казахстан. Георгий отказался. Вскоре за отказом последовало обвинение в шпионаже. Это было началом несвободы, работа в лагерях затянулась на долгие годы. Вспоминая о первом знакомстве со Шпалеркой, Жженов говорил, что «боялся не физических увечий, а сумасшествия». Два года в «Крестах». Дальше была Колыма, «двенадцать месяцев зима, а остальное лето», – Жженова спасло крепкое здоровье и везение. Существовать при настоящих зеках было сложно, еще сложнее – не сломаться и сохранить человеческое лицо. Кстати, в те годы сам Георгий Жженов часто называл себя «ссыльной мордой».

Мать оправляла Жженову посылки, но первая пришла только через три года, в соседний лагерь, идти до которого было несколько километров. Возможно, истощенный голодом и усталостью, Жженов так и не дошел бы, если бы по дороге его не подвез на санках один из надзирателей. Позже эту историю Георгий Степанович опишет в рассказе «Саночки».

С 1938 по 43 год Жженов считался заключенным, сменил не один лагерь. В 1945 был освобожден, но через четыре года снова арестован по тому же обвинению без всяких на то причин и отправлен в ссылку в Норильск. Там Жженов работает в театре, знакомится с Ириной Махаевой, своей третьей женой, которая, не будучи с ним официально расписана, едет на Лубянку, чтобы просить о его освобождении. Очень рискованный шаг для обоих, но любовь побеждает страх и политические догматы. Наконец, в 1954 году в возрасте 38 лет Георгия Жженова реабилитировали. Вместе с Ириной он возвращается в Ленинград.

Бывшему политзаключенному очень хотелось вернуться в профессию, начать все заново. Его приглашают в Ленинградский областной театр на Литейном и театр имени Ленсовета. Ирине места в Петербурге не нашлось, и она играет на сценах Петрозаводска и Воронежа. Постоянные разлуки охладили отношения. Вскоре они встречаются на одной сцене в пьесе «Собака на сене». В эпизоде объяснения влюбленных Жженов забыл все слова, и Ирина в замешательстве произносит «Я ваша» и падает ему на руки, в то время как он мстительно шепчет ей на ухо: «Как, уже?»

Им дают комнату в доме для репрессированных на Кузнецовской улице. Ирине предлагают ставку, рождается дочь Марина... Кажется, есть все для жизни, но появляется новая любовь, и Жженов уходит. В 1968 году он переезжает в Москву и вновь начинает сниматься.

За роль немецкого агента, перешедшего на советскую сторону в фильме «Ошибка резидента» Георгий Степанович получает премию от КГБ и всенародное признание. На этих съемках он побывал в местах бывшего заключения, никто из коллег не знал о прошлом актера и не догадывался, какие чувства он испытывал, вновь оказавшись в «Крестах».

Потом были знаменитые «Судьба резидента», «Горячий снег», «Экипаж», «Берегись автомобиля», много других фильмов – за годы творческой деятельности в кино и театре Георгий Жженов сыграл более ста ролей. Александр Митта, режиссер «Экипажа» отметил, что Жженов был создан для роли командира Тимченко, а роль была создана для него. Об актере он говорил: «В этом человеке, как ни рассматривай, нет ничего кроме правды». Самому Жженову нравилось играть людей, про которых нельзя было однозначно сказать, хорошие они или плохие, примитивные характеры он не любил.

Для советских людей артист вел себя довольно свободно. Не посещал творческих собраний, которые в то время были обязательными – это прощалось только ему и Раневской. До последних дней работал в театре имени Моссовета. У актера развился рак легких – но Жженов говорил всем, что у него хроническая пневмония.

Девяносто лет жизни, семьдесят пять лет творчества, семнадцать лет лагерей. Он сумел переиграть свою судьбу заново, заслужив любовь и уважение миллионов людей.

В память о Георгии Степановиче также прозвучали песни военных лет в исполнении внука актера Петра Цехановича, воспоминания племянницы Жженова Ольги Дементьевой и актрисы Ларисы Дмитриевой. Марина Жженова посвятила родителям свою книгу «Иной звукоряд». Вечер закончился просмотром фотографий из семейного архива Жженовых под авторское исполнение произведения «Реквием» петербургского композитора Кирилла Михалева.