Главное сегодня

06/12/2022 ВСЕ НОВОСТИ
23.11.10 15:05
| Просмотров: 151 |

Зеленый тренд

Федор Рахманов

«Экологическое» движение вышло за пределы Москвы и Химкинского леса. Проблема, подобная московской, обнаружилась и в Петербурге – называется Западный Скоростной Диаметр.

ЗСД - это масштабный транспортный узел, проект которого был принят еще в 2006 году. На данный момент ЗСД - не только возможность развития общей городской инфраструктуры, но и острая необходимость. Западный скоростной диаметр пройдет в основном по территории Приморского района, который в настоящее время бурно развивается, но при этом ежедневно задыхается в пробках.

Однако к утвержденному проекту у общественных организаций и специалистов есть вопросы и претензии. Их, в частности, озвучили эксперты и представители общественных организаций на пресс-конференции в Институте Региональной Прессы.

Картину грядущего, прежде всего, прояснил доклад доцента кафедры географической географии и ландшафтного планирования СПбГУ Григория Исаченко и его коллеги Андрея Резникова. Согласно данным, которые они предоставили, из-за строительства ЗСД будут серьезно затронуты экосистемы сразу трех особо охраняемых природных районов.

На карте, представленной авторами доклада, видно, что трасса проходит в непосредственной близости от Юнтоловского заказника – самого крупного подобного природного объекта в Петербурге, который, кроме обитающих там многочисленных видов растений и животных, является также активной рекреационной зоной для местных жителей. «При строительстве и эксплуатации ЗСД гидрологический режим этой территории будет разрушен. Загрязняющие вещества, в частности, тяжелые металлы, станут мигрировать по торфяному массиву в пределах зеленой зоны», - указывается в докладе. Кроме того, подчеркивается, что «шумовое воздействие магистрали приведет к… снижению численности гнездящихся птиц», а также «будут нарушены условия миграции наземных животных».

Значительнее урон автострадой будет нанесен Левашовскому лесу, в котором обитают, например, лоси и медведи. По проекту, ЗСД должен пройти почти посередине лесного массива, то есть рассечь пополам «легкие Петербурга», так назвали лес авторы доклада. В этом случае эксперты рисуют совсем безрадостные последствия: «Кроме загрязнения воздуха выхлопными газами, особенно гибельными для хвойных лесов, будут перерезаны маршруты миграции крупных животных, что приведет к резкому сокращению их численности, а затем и к полному их исчезновению».

Аналогичные перспективы ожидают также Сестрорецкий заказник: шумовое и гидрологическое загрязнение, а также ухудшение условий существования редких видов растений и животных.

Однако не одна природа пострадает от строительства ЗСД. Существующий проект трассы, как сказал сам Исаченко, «вызовет серьезное ухудшение как экологической, так и социальной обстановки. Лишение людей зон отдыха, мягко говоря, не способствует социальной гармонии».

Кроме очевидного урона экологии существует также и негативный шумовой эффект, производимый машинами. Президент Восточно-европейской ассоциации акустиков Андрей Ахматов считает, что акустическую защиту трассы продумали плохо. «Наши рекомендации были частично приняты проектировщиком («Экотранс-Дорсервис»). Защитные экраны будут перенесены туда, куда следует, то есть непосредственно к дорогам, а не к домам. Были приняты меры и по усилению самых защитных экранов, однако нужных цифр шумоподавления достичь, наверное, уже не удастся», - считает он.

Более серьезные проблемы, по его мнению, возникнут у жителей Васильевского острова, где ЗСД пройдет всего в 80-100 метрах от жилых домов. «Там ничего, кроме тоннеля, предложить нельзя в принципе. Только в этом случае будут реализованы нужные индексы звукоизоляции», - рассказал Ахматов. Также он добавил, что «в Москве, которая еще в более бедственном положении относительно шумового загрязнения, приходят уже к такому решению - строить подземные или надземные тоннели».

Но в проекте ЗСД есть еще одно противоречие. Во всех официальных документах он позиционируется как часть внутригородской транспортной инфраструктуры (концептуальная задача ЗСД – связать северные и южные районы Петербурга), но фактически, по СНИПам и другим нормам является «магистралью первой категории». На это указывает то, что заявленная разрешенная скорость на ЗСД будет 120 км/ч (что выше максимально допустимых городских скоростей), магистраль будет выполнять транзитную функцию (то есть будет разрешен проезд грузового транспорта), а пропускная способность трассы будет около 120 тысяч машин в сутки. Естественное направление транзитных потоков должно проходить по КАД, считают общественные эксперты, иначе это противоречит общепринятой стратегии вывода транзитных потоков за пределы населенных пунктов.

Следует также отметить, что Григорий Исаченко с коллегами из СПбГУ спроектировали альтернативный вариант ЗСД, с учетом экологических особенностей района. По их проекту трасса пройдет вдали от крупных населенных районов и на достаточном расстоянии от природных объектов, чтобы нанести им наименьший вред. Впрочем, в том, что проект трассы глобально не будет изменен, уверен Александр Севостьянов, помощник депутата ЗАКСа Сергея Малкова, который курирует все «больные» стройки Петербурга: «Ну подумайте сами – кто позволит проложить дорогу рядом с «Медвежьей Лапой» (там сейчас строится элитный жилой поселок)?». Кроме того, в бюджет уже заложена гигантская сумма на проект, и никто изменять его, по крайней мере, в ближайшие годы, не будет.

Но у противников утвержденного проекта ЗСД пока есть время для действий – бюджетные деньги на строительство автомагистрали пока не выделены. В конце пресс-конференции участники обсуждали вопрос о требовании приостановки строительства. Так и случилось с Химкинским лесом – но для этого потребовалось вмешательство Кремля.