Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
16.11.10 21:00
| Просмотров: 182 |

Границы толерантности

Александр Тишин

Представители традиционных конфессий выступают за толерантность. Но в то же время осуждают секс-меньшинства и говорят, что быть геем - это грех. Представитель РПЦ, протоирей Георгий Митрофанов на круглом столе в «Интерфаксе» заявил, что «у толерантности должны быть свои границы».

16 ноября - Международный день толерантности. Недавно в Петербурге приняли программу «Толерантность» (2011-2015 годы). Власти города хотят ассимилировать мигрантов, учить их русскому языку, рассказывать им, какие правила существуют в «культурной столице». Накануне в «Интерфаксе» собрались представители традиционных конфессий, чтобы высказать свое мнение о толерантности.

Петербург - это мегаполис, в котором живут около 130 этнических групп. Здесь есть мечети и протестанские кирхи, православные и буддисткие храмы. Но также здесь убивают узбеков, таджиков и антифашистов. 20 лет назад был зверски убит известный священик Александр Мень, который говорил: «Ему свыше перегородок не видно». У протоирея Георгия Митрофанова другое мнение. Перегородки существуют в естественном состоянии. И до революции и после православие остается господствующей и культурообразующей религией в России. По словам Митрофанова, «многие конфессии на Западе могли бы поучиться у православной русской культуры толерантности».

Председатель Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг был более критичен по отношению к иудаизму. Он считает, что «иудаизм не был изначально толерантной религией и искоренял язычество. А самым толерантным верованием оказалось язычество». Если вспомнить религиозные войны в Европе или репрессии против старообрядцев на Руси, то можно сделать вывод, что практически все традиционные религии (кроме буддизма) были очень фанатичны, нетолерантны и руководили массовыми репрессиями в прошлом.

Многие используют, например, православие и для сегодняшних насильственных действий. На том же Русском Марше в Петербурге главным плакатом был «БОГ-ЦАРЬ-НАЦИЯ», что явно отсылало к традиционной православной религии. Протоиерей Митрофанов осудил выступления русских националистов. «Они не имели санкции нашего эпископата на использование символов. Есть опасность в том, чтобы превратить веру в политическую идеологию». Но разве сегодня в России это не так?

На религиозных праздниках всегда присутствует Владимир Путин, он молится, встречается с Патриархом. Разве это не использование веры в политических целях? Но православная церковь не осуждает это, а все больше старается приблизиться к власти. В 90-х годах. православной церкви принадлежала монополия на продажу табака и алкоголя. Сегодня церковь вмешивается в школьное образование и требует возврата церковной собственности. Но когда учителя в школах не соглашаются с введением уроков православной культуры, для протоирея Митрофанова это — проявление нетолерантности.

В России сегодня реально существует проблема господства православной церкви. Ее пытаются насаждать в школах, резко критикуют представителей католицизма и протестанцизма. Поэтому и на пресс-конференции, посвященной дню Толерантности в основном говорил представитель православной церкви. Несколько слов смог сказать настоятель прихода Святой Екатерины. Он пояснил, что католическая церковь использует не светский термин «толерантность», а «диалог». А протестант Антон Тихомиров заявил, что у людей всегда есть выбор — тем более в вопросе религии. Иногда люди создают свою собственную религию - выбирая кусочки из разных учений.

К сожалению, на круглый стол не пришел представитель исламской религии Камиль Исляев. А ведь в день Толерантности начинается мусульманский праздник жертвоприношения Курбан-байрам. В прошлом году в Апраксином дворе гастарбайтеры из южных регионов резали животных, что вызвало негативную реакцию у других петербуржцев. Также представители исламской религии выходят на Сенную площадь, чтобы совершать моления. Как быть с этими религиозными ритуалами? Может ли религия вмешиваться в публичное светское пространство? Или она должна оставаться на своей сакральной территории: в храмах, церквях, кладбищах?