Главное сегодня

23/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
12.11.10 14:40
| Просмотров: 84 |

Новые проблемы, проверенные методы решения

Федор Рахманов

«Мы считаем наркоманов не больными, а преступниками», - такую громкую фразу можно было услышать на круглом столе, где собрались специалисты в области наркологии из Москвы, Екатеринбурга и Петербурга. Произнес ее Егор Бычков, нарколог-дилетант и руководитель реабилитационного центра для наркоманов в Нижнем Тагиле.

Известность Бычков приобрел за неоднозначные методы борьбы с наркоманией в своем городе, за что чуть не сел в тюрьму. И судебный процесс, завершившийся буквально неделю назад, привлек внимание не только к фигуре Бычкова, но и ко всей наркологической системе в целом, расколов общество. Перед обществом и государством встал вопрос: вводить ли принудительное лечение от наркомании? Ведь именно этим занимался, и, видимо, собирается заниматься дальше Егор Бычков.

Многие считают его идейным, непримиримым борцом с наркоманией. «В Нижнем Тагиле каждый пятнадцатый - наркоман», - утверждает Бычков и добавляет, что не знает «ни одного наркомана, который бы вылечился, пройдя лечение через государственную наркологическую систему», выражая крайний скепсис по отношению к государственной системе реабилитации. Другое дело, что его метод принуждения, когда родственники наркомана помещают наркозависимого в центр, пытаясь насильно изолировать его от наркотиков, не все считают приемлемым. Кстати, решение о лечении в реабилитационном центре может принять и сам наркоман, подписав предварительное соглашение.

«Вы не имеете никакого права называть наркобольных преступниками, - категорично заявляет руководитель отдела реабилитации федерального Научного центра наркологии Тарас Дудко. – Заниматься принуждением к лечению может только государство». «Наркология – машина по получению денег, - заявил один из екатеринбургских сторонников Бычкова. - Государственная наркология только зарабатывает на своих пациентах, которые платят ей за стационар».

Часть специалистов встала на сторону Бычкова и его начальника, руководителя фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана, другие выступили против принудительного лечения, в итоге – возник острый спор о законодательной базе борьбы с наркоманией.
Представитель Государственного антинаркотического комитета Олег Трифонов заверил участников, что его ведомство уже подготовило несколько реформ в области наркологии: «Антинаркотическим комитетом уже подготовлен план по изменению законодательства на основе консенсуса всех федеральных служб и общественных организаций», - заявил он. При этом Трифонов напомнил, что принудительное лечение в целом широко практиковалось в советские годы, а принудительное лечение от наркомании законодательно было отменено только в 2003 году.

Координатор международного центра «Европейские города против наркотиков» Георгий Зазулин призвал сделать обсуждение антинаркотического законодательства прозрачным; вместе с тем, от имени своей организации он приветствовал инициативы с обеих сторон.

Очень любопытной оказалась позиция протоиерея и профессора Петербургской духовной академии Георгия Митрофанова – от имени РПЦ он горячо поддержал деятельность Егора Бычкова и всего фонда «Город без наркотиков». «Действия Бычкова как раз соответствуют международному опыту, когда общество защищается, самоорганизуется и берет на себя те задачи, с которыми не может справиться государство» - объяснил свою позицию протоиерей. Примечательно, что нижнетагильский реабилитационный центр, в котором работал Бычков, находился на территории православного прихода.

Тем не менее, у сторонников государственной наркологии были свои положительные примеры. Известный врач-нарколог Сергей Белогуров рассказал, что в государственной клинике, в которой он работает, вполне успешно применяются методы добровольного лечения от наркомании. При этом и Белогуров, и Зазулин сказали, что «у нас в стране просто нет центров принудительной реабилитации, поэтому наркоманов зачастую отправляют в места лишения свободы». Они предложили перенять опыт западных стран, где осужденному наркоману предлагается на выбор: лишение свободы в тюрьме или в реабилитационном центре. «Понятно, что чаще всего выбирают второе», - заключил Зазулин.

Один из участников круглого стола высказал предложение о том, что сейчас «нет критериев наркологического лечения для общественных организаций», и что «нужно вводить работу частных реабилитационных центров в правовое поле». А руководитель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман заявил, что в ходе разработки законопроекта о принудительном лечении он выяснил, что почти во всех цивилизованных странах законодательно введено принудительное лечение.

Однако в ходе горячего спора участники забыли о борьбе с распространением наркотиков в России. «Может нужно сначала решить проблему с ввозом наркотиков в страну», - начал было представитель Госнаркоконтроля, но его голос был подавлен возражениями остальных участников, которым это, видимо, было не очень интересно.