Главное сегодня

30/11/2023 ВСЕ НОВОСТИ
18.05.10 15:00
| Просмотров: 140 |

Дембель не скоро

Дарья Костромина

В России проходит весенний призыв. Очередная порция юношей осенью отправится маршировать, очередная порция поддельных документов будет продана тем, кто маршировать не хочет, очередная порция денег перекочует из карманов родителей в карманы военных. «Шум » выяснил, что изменится, что может измениться, какие перспективы у современной российской армии.

Откуда берутся призывники?

В этом году военное начальство страны выступило с инициативами, которые заставили общество встрепенуться. Василий Смирнов, замначальника Генштаба, предложил увеличить призывной возраст с 27 до 30 лет, продлить призыв на полтора месяца и лишить студентов отсрочки. Впрочем, достаточно скоро зазвучали скептические голоса.

В призывной комиссии Санкт-Петербурга нам пояснили, что такие поправки существуют лишь на уровне идеи федеральных ведомств, а никаких реальных действий по их внедрению пока не предпринято. «Если даже будут принимать этот закон, потребуется длительное обсуждение. Тут надо рассмотреть очень много аспектов», - пояснили в комиссии, добавив, что, скорее всего, призывной возраст останется прежним и менять его нецелесообразно. Законопроекта, действительно, нет в базе Государственной Думы, а это значит, что предложение пока остается предложением.

В то же время, с рядом инициатив выступил министр обороны Анатолий Сердюков. Он считает, что в армии нужно ввести рабочую неделю с двумя выходными, когда солдат может уходить из воинской части. Если же солдату некуда пойти, он может от выходных отказаться и увеличить срок своего отпуска. Предложил Сердюков и сделать подъем более поздним, а после обеда добавить тихий час, разрешить солдатам пользоваться мобильниками и оборудовать части интернет-классами.

По мнению Ирины Кизиловой, руководителя общественной правозащитной приемной пермского «Мемориала», нашей армии одновременно показывают «кнут и пряник». Пряник со стороны Министерства Обороны, где хотя бы на словах пытаются сделать армию более профессиональной и пригодной для жизни. Кнут со стороны Генштаба, который желает «законсервировать, упрочить прогнившую и неэффективную призывную систему». В ходе этого диалога и решается судьба российских вооруженных сил.

Милиционер в засаде

Многие заговорили о том, что налицо кадровая катастрофа: некого забирать в армию. В начале 90х в стране произошел резкий демографический спад — с его последствиями и сталкиваются российские вооруженные силы. Теперь чиновники пытаются придумать, как сделать службу более привлекательной, или - как принудительно укомплектовать части.

«Ресурсы кончаются, они уже давно закончились, физически невозможно провести призыв с соблюдением закона», - считает Елена Попова, координатор «Солдатских матерей» Петербурга. «Солдатские матери» рассказывают о том, что уличные проверки документов у молодых людей призывного возраста в разгаре. Организации стало известно о том, что бывший начальник отдела военного комиссариата Центрального района незаконно проверял документы у парней на «Площади Александра Невского». На «Маяковской» то же самое делали бойцы ОМОНа, а во Фрунзенском районе милиция с такой целью ездила по дворам.

Правозащитники напоминают о том, что общение с призывными комиссиями и военными комиссарами должно происходить только по повестке, врученной, как минимум, за три дня. А вот доставлять с улицы на призывной пункт или принуждать к медосвидетельствованию милиционеры не имеют права.

Как вариант

В Конституции предусмотрено, что отдать долг Отечеству можно двумя способами. Через военную и альтернативную гражданскую службу. Последняя в нашей стране является настоящей экзотикой, в то время как, например, в Германии на гражданке служат около 76 тысяч мужчин, которые приносят немалую пользу социальной сфере.

В России наибольшее количество альтернативщиков – в Сакнт-Петербурге и Мурманске. В Петербурге, по подсчетам Елены Поповой, рассматривается около 50 заявлений на АГС, в прошлом году 7 человек добились замены военной службы. Двоим призывникам в апреле было отказано в такой замене.

Итак, для того чтобы претендовать на АГС, необходимо изложить собственные убеждения, которые несовместимы с военной службой. Юноши, пожелавшие мирно трудиться, поделились с корреспондентом «Шума» своими историями.

Аркадий Сочинский не хочет присягать на верность действующему военному начальству, и в то же время, надеется, что АГС позволит ему работать по специальности (инженер-теплофизик). Дмитрий Колпаков убежден, что, даже работая на почте, принесет больше пользы для общества, чем в армии. Эдуард Ибрагимов рассказал, как столкнулся с серьезными нарушениями со стороны военных. Ночью прямо из магазина он был насильно доставлен на призывной пункт, откуда бежал, выпрыгнув с третьего этажа. В результате парень сломал себе руку. Это всерьез уменьшило его желание отправляться в воинскую часть.

В Военкоматах по-разному реагируют на стремление призывников перейти на АГС. Петр Конкин из Соснового Бора рассказывает, что к его желанию отнеслись спокойно, правда, задавали много вопросов и смотрели с любопытством. А вот во Фрунзенском районе СПб ситуация с АГС намного сложнее. Мать призывника, Лариса Николаева, рассказывает, что ее сыну Виталию около двух лет приходится судиться за право на АГС, причем судебные заседания проходят с систематическими нарушениями: не допускаются слушатели, подтасовываются протоколы.. Виталия признали ограниченно годным по состоянию здоровья и лишили права на альтернативную службу. Армия ему тоже не грозит, однако, он может быть призван в военное время. По словам матери, совесть не позволяет Виталию «давать присягу брать оружие и убивать людей», поэтому он продолжает бороться за АГС.

Стоит добавить, что на альтернативной гражданской службе придется провести полтора года. Уволиться до истечения срока нельзя. Работа за редкими исключениями неквалифицированная: это вакансии почтальонов, санитаров. Остаться дома можно, если рабочее место найдется в том же городе, в противном случае, государство должно будет обеспечить служащего жильем, не всегда хорошим. Средняя зарплата – 8 тысяч.

С другой стороны в АГС можно найти немало очевидных плюсов. Молодой человек, например, может учиться на вечернем или заочном отделении. Да и представить, как коллектив почтальонов избивает новобранца, действительно очень сложно.

В общем, весенний призыв превращается в своеобразную войну между военкоматами, призываниками, их родителями. Наверное, пора уже заключить мирные договоры, которые сбалансируют боеспособность страны и гражданские права. А то получается - как в песне Гребенщикова, - «Мы ведем войну уже семьдесят лет, нас учили, что жизнь это бой, но по новым данным разведки мы воевали сами с собой».