Главное сегодня

13/08/2020 ВСЕ НОВОСТИ
06.11.10 17:25
| Просмотров: 143 |

Немецкий художник Гюнтер Юккер в Петербурге

Роман Бурый

Гете Институт организовал в Лофт Проекте Этажи выставку Гюнтера Юккера, одного из самых влиятельных немецких художников XX века. Юккер назвал выставку «Человек страдающий. 14 примиряющих орудий» и решил показать артефакты, которые могли бы справиться с агрессией и злом этого мира.

Последний раз выставку Юккера в России можно было увидеть в 1988 году, когда в ЦДХ в Москве привезли 820 картин. Его творчество было очень интересно людям, которые выросли в социализме. Известно, что Юккер бежал из ГДР в 1953 году и стал заметным в ФРГ в группе «ZERO», которую организовали Отто Пине и Хайнц Макк. Идеологическая зашоренность марксизма-ленинизма заставила художника искать духовные альтернативы. Zero - слово, употребляемое перед стартом ракеты. Для этой группы оно стало еще символом некой неопределенной зоны. Наверное, есть связь и с историей Германии. После поражения во Второй Мировой многие писатели, например, Белль, Грасс говорили о нулевом периоде, нулевом поколении в стране. Все исчезло, надо начинать заново. В группе ZERO Юккер создавал деревянные объекты с гвоздями, что сразу стало его фирменным знаком. Искусствовед Дитер Хониш считает, что творчество художника не изменяется в использовании средств. «Нельзя не заметить, что в творчестве Юккера как бы нет развития. Основные элементы: структура, гвоздь, свет, тень, белила, песок, движение — это ранние шестидесятые, и к ним Юккер возвращается по сей день», - пишет Хониш.

В этот раз Юккер обращается к библейским темам. 14 примиряющих орудий - как будто 14 остановок Христа на Голгофу. Художник исследует свое пространство, по словам Хониша, «гвозди-завоеватели» пронизывают картину, проникают в жизненное пространство человека, заполняют его мысли и представления». Юккер в конструктивистском стиле представил на больших панелях список глаголов, которые он выбрал из Библии: убивать, мучить, калечить, душить, разбивать. А напротив — как бы в ответ: ОЧАГ- забитый гвоздями телевизор, в котором одна картинка семейного очага как ночная заставка у ТНТ; ЛЕС ВИСЯЩИХ КАМНЕЙ - несколько позорных столбов, к которым привязаны камни. Сразу вспоминается библейская цитата: «Пусть первый бросит в меня камень, кто не без греха». Еще одна интересная инсталляция: гигантские деревянные грабли лежат на полу, собирая слова-вражды и ненависти.

На создание этой выставки Юккера подтолкнули современные события в Германии. «Отторжение других культур, ненависть, издевательство над иностранцами, враждебность по отношению к ним, с чем я в общем-то не рассчитывал столкнуться в жизни, поскольку всегда считал, что я и другие люди в Центральной Европе навсегда вынесли урок опыта Второй Мировой войны. А теперь все начинается снова, и очень меня тревожит», - объяснил художник. Картины Юккера изображают поруганного человека, надругательство над ним. Объекты пыток, например, громадный пресс с тупыми иглами, которые использовались в Средние века или «Агрессивное поле», картина, истыканная гвоздями, острия смотрят на зрителя и создают гнетущую атмосферу.

Гюнтер Юккер хочет поломать стереотипы европейского человека. Просвещение зашло в тупик, потому что было тоталитарным по своей сути. Разум не может все постичь и все контролировать. Нужно принимать разные точки зрения, даже иррациональные. Для этого Юккер со своими студентами много путешествует. Был уже в Африке, Азии, много раз в России. В 1992 году он несколько месяцев жил на русско-финской границе в Loma Kitsi. Также для своих экспериментов в 1980 году находился в психиатрической клинике в Швейцарии, посещал резервации племени навахо в Аризоне. Юккеру нравятся пограничные состояния. Только на границе между жизнью и смертью человек находит себя, или, по крайней мере, это пограничное состояние заставляет его выйти из жизненной рутины. Юккер по особому переосмыслил эту идею. С помощью простых вещей и материалов он стремится вырваться на другой уровень понимания добра и зла.