Главное сегодня

06/12/2022 ВСЕ НОВОСТИ
22.10.10 15:15
| Просмотров: 188 |

Миграция: возможен ли немецкий сценарий?

Анна Малиновская

Преступное, вопреки результатам референдума 1991 года о сохранении СССР, Беловежское соглашение привело к развалу Союза. В результате непродуманных реформ сложилась неблагоприятная социально-экономическая ситуация, которая привела к депопуляции населения России.

Неконтролируемая трудовая миграция, в массе своей низкоквалифицированных работников из южных республик бывшего СССР, на фоне демографической ямы 90-х годов вызвала резкое обострение проблемы межэтнического взаимодействия, вплоть до появления радикально настроенных молодежных группировок. Усугубляет ситуацию латентный (скрытый) характер миграции, когда работник никак не защищен законом, что приводит к последующей маргинализации мигрантов. Отсюда рост числа правонарушений, совершаемых гастарбайтерами, что не может не вызывать недовольства коренного населения.

Необходимо отметить, что подобные проблемы характерны не только для современной России: страны западной Европы столкнулись с этим явлением гораздо раньше, и их опыт поучителен для нас. России следует для себя решить: стоит ли слепо копировать «достижения» таких демократических стран, как Голландия, Франция или Германия. Судите сами: в октябре мировую демократическую общественность шокировало заявление германского министра по делам семьи Кристины Шредер о том, что в школах дети этнических немцев массово подвергаются дискриминации со стороны детей мигрантов. Глава правительства земли Бавария Хорст Зеехофер пошел еще дальше: он заявил, что Германии следует ужесточить миграционную политику и «закрыть двери перед мусульманскими и арабскими иммигрантами».

Ведущий немецкий телеканал Das Erste и газета BILD опубликовали сенсационные данные о том, что в школах, где велико число детей мигрантов, доходит до того, что немецких детей бьют за то, что они правильно, без акцента, говорят или за то, что они имеют светлую кожу, волосы и уважительно относятся к учителю. В таких школах дети коренных жителей Германии подвергаются всяческим издевательствам и унижениям. В классах они становятся изгоями: они не могут противостоять насилию, поскольку дети иностранных рабочих, действуют слаженно, сообща, привлекая на подмогу многочисленных родственников.

Подобные проявления антинемецких настроений в школах со стороны мигрантов уже стали обычным явлением в современной Германии. Понятно, что налицо перекос в национальной политике страны. Дошло уже до того, что канцлер Германии Ангела Меркель по вопросу иммиграции высказалась в том духе, что если иммигранты-мусульмане хотят жить в Германии, они, прежде всего, должны уважать не законы шариата, а конституцию страны, в которую они приехали.

Уместно задаться вопросом, что в современной России предпринимается для того, чтобы в тех же школах все дети, в том числе и дети мигрантов, получали качественное образование? Как осуществляется социальная адаптация детей иностранных рабочих? Не остается ли учитель один на один, как в Германии, с этой серьезной проблемой?

На вопросы журнала «Шум» ответила директор ГОУ дополнительного педагогического профессионального образования центра повышения квалификации специалистов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «НМЦ» Симона Петрова. Адмиралтейский район был выбран неслучайно, поскольку именно там традиционно селятся выходцы из южных республик, местом работы которых является Сенной рынок. Именно в Адмиралтейском районе в детских садах и школах высок процент детей, для которых русский язык неродной.

Симона Петрова рассказала, что в Санкт-Петербурге разработана «Программа научно-методического сопровождения деятельности школ с полиэтническим составом учащихся» или программа «Толерантность», которая работает во всех школах города. Подобная программа предполагает системный подход и состоит из четырех этапов. На первом этапе специалисты научно-методического центра совместно с коллективами школ занимаются диагностикой проблемного поля школ. Педагогическая диагностика помогает получить представление о мотивации учащегося, его самоидентификации, о статусе ученика в коллективе, а также выявить уровень знания русского языка.

Второй этап программы – это интерпретация полученных данных. На следующем этапе к работе над повышением квалификации педагогов привлекаются методисты Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и сотрудники кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена, которые осуществляют научное руководство и сопровождение программы «Толерантность». Четвертый этап программы – самый главный. На этом этапе учитель делает свой педагогический проект, который обязательно проходит процедуру обсуждения на семинарском занятии. Учитель несет персональную ответственность за реализацию своего проекта.

Подобная программа позволяет педагогам озвучить все свои проблемы, получить консультационную поддержку специалистов и воспользоваться опытом и наработками коллег, поскольку все разработки учителей обобщаются и в виде готового методического продукта помещаются в своеобразный банк реализованных педагогических продуктов. Этот банк доступен всем учителям. Таким образом, программа «Толерантность» помогает школам эффективно решать задачи по адаптации детей мигрантов в социальную и культурную среду Петербурга, вместе с тем позволяет сохранять высокие образовательные стандарты для всех учащихся.

Симона Петрова поделилась своими наблюдениями. Она привела интересные примеры, которые дают почву для размышления: только половина детей мигрантов, обучающихся в начальной школе, на вопрос о том, знают ли они свою национальность, называют свою истинную национальность, остальные - либо уклоняются от ответа, либо называют титульную национальность. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, есть ли различия в том, кем хотят стать дети коренных жителей и дети мигрантов? Оказывается, различия есть: если дети коренных жителей выбирают самые различные профессии, то дети мигрантов, все как один, хотят стать или начальниками, или милиционерами. К сожалению, это говорит о том, что эти дети чувствуют давление социума, и что они нацелены решать конфликтные ситуации с позиции силы. Только милиционеры и начальники в их понимании наделены силой и властью.

Население Петербурга стремительно стареет, поэтому в определенных условиях трудовая миграция может стать благом. Важно только соблюсти баланс между интересами коренных жителей и интересами мигрантов. Понятно, что необходимо совершенствовать законодательную базу и создавать условия для ассимиляции, но и со стороны мигрантов должны предприниматься определенные усилия. Тут уместно вспомнить русскую поговорку про то, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. В противном случае, недалек тот день, когда мы можем столкнуться с теми же проблемами, с которыми сегодня столкнулась Германия.