Главное сегодня

06/12/2022 ВСЕ НОВОСТИ
15.10.10 17:55
| Просмотров: 205 |

Реформе здравоохранения быть?

Анна Малиновская

Сегодня только ленивый не ругает современную систему здравоохранения: наверняка, каждому россиянину хоть раз в своей жизни да приходилось сидеть в томительном ожидании в очереди на прием к врачу, так же как и оплачивать из своего кармана обследование, которое «по идее» должно быть бесплатным. Необходимость в реформе назрела давно, но почему же так неоднозначно отреагировала общественность на заявления премьер-министра Владимира Путина о начале масштабной реформы здравоохранения?

Несмотря на уверения разработчиков, что законопроекты «Об обязательном медицинском страховании», «Об основах охраны здоровья граждан», «Об основах законодательства в сфере здравоохранения» носят рамочный характер и будут дорабатываться, эмоции бьют через край: то и дело в прессе появляются статьи, в которых высказываются сомнения в необходимости реформирования системы здравоохранения, читателей пугают сообщениями об урезании «социалки» и о переходе на платную медицину.

Для того чтобы прояснить ситуацию журнал «Шум» обратилсz за разъяснениями к тем, кто вынужден будет играть по новым правилам – на вопросы корреспондента ответили врачи и сотрудники страховых медицинских компаний.

Директор департамента ОМС страховой медицинской компании «АСК-Мед» Софья Семеновна Шинкарь считает, что необходимость в проведении реформы назрела давно: еще в 1993 году. «В это время начала вводиться страховая медицина, тогда пошли по пути финансирования, а не реформ. На деле получилось, что в старую систему, которая досталась нам в наследство и, образно говоря, была заточена под другие экономические и социальные условия, бесконечно закачивались огромные средства. Я 24 года отработала в поликлинике и 17 в страховой медицине, так что я изучила этот вопрос досконально и знаю, о чем говорю. Из года в год происходило увеличение финансирования, и все равно денег не хватало.

Как же повысить качество оказываемых услуг?

- Такая работа ведется. Хочу отметить, что Санкт-Петербург по уровню оказания медицинской помощи заметно выделяется на фоне других регионов. В этом году город переходит на новые стандарты. В качестве примера могу привести такой факт: фонд Обязательного Медицинского Страхования разработал и внедрил программу по модернизации офтальмологической службы СПб. Было закуплено самое современное оборудование. В поликлиниках взрослой сети, в каждом районе на базе одной экспериментальной поликлиники происходит обкатка этой программы. Может, удастся еще в этом году внедрить эту программу и для поликлиник детской сети.

А не получится ли так, что модернизация системы здравоохранения приведет к ее ухудшению?

- Я считаю, что она кардинально не меняет ситуацию в худшую сторону. Скорее наоборот, система ОМС у нас очень развита. Разрабатываются и уже повсеместно внедряются множество необходимых проектов. В качестве примера могу привести программу фонда Обязательного Медицинского Страхования, которая называется «Центр записи граждан на прием к врачу по телефону». Эта программа гарантирует гражданам, что в течение 14 дней они обязательно получат квалифицированную помощь. Хочу обратить внимание на недостаточную информированность населения: многие просто не знают о действующих программах.

Какая проблема для Вас представляется особенно значимой?

- Это проблема недоукомплектованности кадрами.

Критики законопроектов обращают внимание на тот факт, что в них не прописан механизм оказания платных услуг. Создатели законопроектов признают эту проблему и называют новые законы рамочными, которые впоследствии будут детализированы различными подзаконными актами…

- Скажу больше, сколько у нас существует страховая медицина, столько мы и ждем четкого описания механизма платных и, соответственно, бесплатных услуг. Очень часто пациенты сталкиваются с тем, что им приходится платить за услугу, которая должна предоставляться бесплатно. И опять мы возвращаемся к проблеме недостаточной информированности граждан: многие просто не знают, что страховые компании призваны защищать их интересы. К примеру, в нашей компании создан отдел «Защиты прав застрахованных», который подключается во всех спорных случаях, бывает, что нам удается добиться возврата денег пациенту.

В СПб ГУЗ «Городская поликлиника №17» на вопросы корреспондента отвечала Главный врач поликлиники Антонина Матюшева. По ее мнению, реформа здравоохранения нужна:
необходимо повысить качество оказания услуг населению и в то же время сделать систему менее затратной.

А не приведет ли реформа к ухудшению работы системы здравоохранения?

- Мой опыт показывает, что не приведет. Конечно, какое-то время придется привыкать работать по новым стандартам, на этом этапе могут возникнуть какие-то трудности, но это совершенно нормально.

Соответствует ли материально-техническое оснащение поликлиник поставленным задачам?

- С одной стороны, нам сейчас очень не хватает различной оргтехники. В идеале мы должны отказаться от бесконечной писанины и завести электронные карты больных, но для этого у нас пока нет соответствующего оборудования. Опять же встает проблема защиты персональных данных. С другой стороны, в рамках Федерального Национального проекта «Здоровье», по крайней мере, в Петербурге, происходит повсеместное переоснащение медицинской техникой больниц, поликлиник. Посмотрите, как сейчас оборудованы машины скорой помощи. Повсеместно в городе внедряется программа, которая называется «Центр доступности первичной медицинской помощи». Теперь по многоканальному телефону, а кое-где и через интернет, где уже создана электронная регистратура, можно записаться на прием к специалистам, так сказать, не выходя из дома. Согласитесь, что это очень удобно для пожилых людей, которые и передвигаются-то с трудом, им из дома трудно выйти, не то что в очередях стоять. И для работающих людей это ведь тоже очень удобно: не нужно отпрашиваться с работы, чтобы записаться на прием.

Так в чем же проблема?

- Проблема в том, что катастрофически не хватает медицинских специалистов среднего звена и врачей-специалистов, например, рентгенотехников, лаборантов, медсестер, хирургов, урологов и т. д. Складывается парадоксальная ситуация: учреждение оснащено самым современным медицинским оборудованием, а на этом оборудовании зачастую просто некому работать.

По этой причине пациентам приходится сидеть в очередях?

- А как же! На врача общей практики согласно нормативным документам должно быть 1,5 ставки медсестры. На врача-специалиста полагаются три медработника среднего уровня. А их нет. Бывает, что терапевтам приходится работать вообще без медсестры. Понятно, какая это нагрузка. Мы, со своей стороны, стараемся сделать все возможное в этих условиях: перенаправить потоки больных, какие-то дни недели выделить только для первичного приема и т. д. Но все равно, это ведь не решение проблемы.

Почему не хватает специалистов?

- По той простой причине, что молодые специалисты, поработают годик-другой в поликлинике, поднаберутся опыта и уходят в стационар или в коммерческие структуры, где лучше платят. А когда мы ставим вопрос о том, что если человек обучался на бюджетном отделении, то он просто обязан отработать какой-то срок в поликлинике, то нам говорят про права человека: дескать, это нарушение. А как же права тех тысяч пациентов, которые вынуждены томиться в очередях, на чьи деньги, как налогоплательшиков, такой специалист был обучен?! Я считаю, что в первую очередь надо говорить о правах пациентов.

Каким вам представляется выход из ситуации?

- Опыт показывает, что оснастить современным медицинским оборудованием учреждения здравоохранения – это полдела. Необходимо, чтобы было, кому работать на этом оборудовании. Поэтому я предлагаю на законодательном уровне обязать молодых специалистов, после получения диплома, отработать какой-то срок в государственных бюджетных учреждениях, в первичном звене.

Подводя итоги, в целом, круг проблем понятен. Это подтверждают и разработчики законопроектов. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова знает и о проблеме нехватки кадров, и о проблеме материально-технического оснащения медучреждений, впрочем, как и многих других вещах. Радует и сумма, выделенная из бюджета на модернизацию системы здравоохранения, она составляет 460 миллиардов рублей. Более или менее адекватное представление у инициаторов реформы о ситуации в современном здравоохранении внушает осторожный оптимизм: хочется надеяться, что результатом реформы будут только позитивные изменения, что медицинская помощь будет доступной и качественной, и что мрачные предсказания о кончине бесплатной медицины все же не сбудутся.