Главное сегодня

01/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
13.10.10 14:50
| Просмотров: 231 |

Черная Москва

Павел Смоляк

При слове «нуар» у каждого свои ассоциации. Черно-белая картинка, шик, лоск, изыск, элегантность, кровь, жертва, преступление и трагедия мужчины и женщины, или каждого поодиночке. Рассказать о Москве через полтора десятка рассказов в стиле нуар – дело хорошее, тем паче, что перед поставленной задачей, как авторы, так и составители справились. В России впервые появился сборник рассказов о настоящей Москве, пускай не о самой светлой ее стороне.

Несколько недель назад мне довелось на страницах «Шума» описывать собственные впечатления после просмотра киноальманаха «Москва, я люблю тебя». Напомню, маститые и не очень режиссеры сварганили около семнадцати короткометражек о столице нашей родины, подтвердив известный на весь мир тезис: российской кино позади планеты всей. Оставалась надежда на книжный сборник, он не подвел.

Жанр «нуар», если коснуться истории, появился где-то в начале прошлого века. Сначала в литературе, потом в кинематографе, где, надо сказать, прижился, а вот в литературе до сих пор, словно в гостях. Согласитесь, передать драму сюжета, горьковатый вкус судьбы – слово порой бессильно перед едкой картинкой с соответствующей музыкой. Нуар – криминал, истории, где действующее лицо обречено на смерть физическую или душевную гибель. Показать Москву через черный фильтр действительность – дело не простое. Москва один сплошной нуар, черное пятно на карте громадной России. Конечно, нуар – опять же – больше подходит Петербургу, в городе Петра тайна, точно мать родная, никуда без нее.

Из четырнадцати рассказов в сборнике дюжина приведет читателя в восторг. Один рассказ запомнится скукой и еще один бестолковостью сюжета и ужасным слогом. Последние слова относятся к творчеству Ирины Денежкиной, снискавшей литературное счастье несколько лет назад. Родив ребенка, Ира ушла из «литературы», но в «Москве Нуар» напомнила о себе, comeback девушки – большой вопросительный знак: зачем? Ее детская сказка о потерянном кошельке, трупе старика на рельсах метро и почти финал – приготовленная на ужин кошка – вызывают недоумение на общем фоне книжки.

Сборник – хочется повторять и повторять – вобрал в себя, кажется, лучших современных авторов. Пафосная аннотация на этот раз не рекламная туфта, все так и есть – лучшие из лучших. Абстрагируясь от противного рассказа Денежкиной, остаются душераздирающие рассказы Анны Старобинец («Автобус Милосердие») или Людмилы Петрушевской («Новый район») – скромный женский десант в книги атакует сразу в сердце, причем в мужское.

После названия каждого рассказа следует приписка о месте в Москве, где происходит история. Москва в рассказах авторов сборника чувствуется. Тут не получится перенести действие в другой город, заменив названия проспектов, немедленно разрушиться атмосфера рассказа. Аура столицы воспроизведена умело, искусно, и в родном рассказе Вячеслав Курицын («Золото и героин»), обитающий последние годы в Петербурге, порой, к сожалению, жертвует сюжетом ради московских достопримечательностей, выводя на первый план лужковские башенки, оставляя где-то на задворках гладкую историю любви.

Бывший криминальный тележурналист Александр Анучкин выступил с рассказом о жизни обычного сержанта милиции – новичка в отделе, которому предстоит столкнуться с грязью жизни. Рассказ Анучкина дышит сегодняшним днем. «Поляна тысячи трупов» - рассказ, после которого проникаешься состраданием к милиционерам: они такие же, как мы, не лучше и не хуже, часть общества, не самая гнусная.

Молодой писатель Сергей Самсонов, успевший привлечь внимание читателей романами «Аномалия Камлаева» и «Кислород», создал душевную историю о двух приятелях, к концу повествования меняющихся ролями: слабый становится сильным, а сильный перестает существовать («Точка невозврата»).

В сборнике представлены замечательные рассказы Игоря Зотова, Алексея Евдокимова, Сергея Кузнецова, Максима Максимова, Владимира Тучкова. Каждый сумел найти свой уголок в Москве. Это невероятно, потому что доселе ничего похожего в литературе не было. Черная Москва страшна и увлекательна. Мы читаем художественные произведения, и остается только домысливать: могло ли такое быть на самом деле. Могло, думаю я, иначе какой смысл в темных углах, в горечи жизни, отрешенности от светлого мира, фактически «Москва Нуар» - книга о другой Москве, параллельной. Писатели, собравшиеся под одной обложкой, абсолютно разные. Поражает гармония, с которой они сливаются друг другом, перетекая из рассказа в рассказ. 

«Москва Нуар» - сборник рассказов, который стоит читать исключительно на ночь, чтобы видеть хорошие сны.

Москва Нуар. Антология. М.: Эксмо, 2010 г.