Главное сегодня

06/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
30.09.10 13:30
| Просмотров: 162 |

Буш, Сталин, Гитлер - такие разные

Роман Бурый

В Музее политической истории открылась ретроспективная выставка политических карикатур США и России. Оказалось, что в карикатурах двух стран больше общего, чем различий. И если острая сатира на Буша-старшего и войну в Ираке - обычное дело, то критика первых лиц государства в виде карикатур осталась в далеких 90-х. Однако Путин в буденовке, призывающий к антитеррористической операции, вызвал на выставке ажиотаж.

Идея выставки пришла организаторам, когда они получили предложение от Генерального Консульства США сделать выставку современного американского художника-карикатуриста Кевина Калахера. Его называют главным карикатуристом двадцатого столетия. Сам же он говорит, что «карикатуры словно дети, и это бизнес для одиночек». Не существует ни школ, ни университетов, где бы изучали карикатуру, поэтому художники до всего доходят сами.

«Мы стремимся собрать коллекцию карикатур. Сегодня много художников работают в этом жанре. И мы решили превратить авторскую выставку Кевина Калахера в комплексную экспозицию, показывающую историю политической сатиры в США и в России», - сказал генеральный директор Музея политической истории Евгений Артемов.

Две страны - так различны и так похожи. Карикатура в США берет свое начало с рисунка 1754 года Бенджамена Франклина «Присоединяйся или умри» (Join or die). На рисунке изображена разрезанная змея, символ Северных Штатов Америки. Франклин сделал эту карикатуру, чтобы призвать Северные Штаты объединиться против французов, которые тогда затевали войну. И карикатура подействовала. Ее стали тиражировать, и в итоге Северные Штаты объединились в борьбе за Независимость.

«Если бы не карикатура Франклина, то США не смогли бы существовать. Это пример того, как творчество может изменять ход истории», - сказала генеральный консул США Шелли Гоулдин.

Карикатуры должны цеплять за живое. Наверное, именно поэтому политические карикатуры является определенным барометром в обществе. Так сегодня выставленную карикатуру на Путина мы оцениваем как несомненное мужество организаторов данной выставки. Карикатуры тиражируют политические символы. Например, именно карикатура создала дядюшку Сэма или Колумбию, также как и символ демократической партии- осла или республиканского слона.

Кевин Калахер делает карикатуры на все темы, которые будоражат современный мир. От контроля над рождаемостью до войны в Ираке и Афганистане. Особенно запомнились карикатуры на Рейгана и Горбачева, где два политика вытанцовывают то ли танго, то ли вальс, то ли у них любовь, то ли вражда.

В России с карикатурами дело обстояло сложнее. Началось все с рисунка 1801 года Лохова «Пирамида», который все помнят по учебникам истории. Изображена пирамида, на самом верху царь, ниже-дворяне, духовенство, ниже-чиновники, военные, еще ниже-купечество, и все стоят на бедных крестьянах, которых больше всего. Так выразил художник бесчеловечную систему с крепостным и кастовым правом.

Потом были карикатуры на русско-японскую войну. Но расцвет карикатуры –это, конечно же, время гражданской войны и 20-х годов, когда футуристы и другие авангардисты решили заняться политикой. Они стали рисовать плакаты против Антанты, буржуев, капиталистов, попов.

Кстати, антирелигиозная сатира художников Дени и Мора тоже представлена на выставке. Евгений Артемов предостерег, что при выставлении антирелигиозных работ «нужно быть настолько тактичным, чтобы не оскорбить представителей религии». Обрадуются ли религиозные лидеры православной церкви, посмотрев работы воинствующих атеистов? Вряд ли. Есть опасность, что на выставку придут фундаменталисты и испортят что-нибудь, как это было с выставкой в Сахаравском центре «Осторожно, религия!». Но безусловно антирелигиозные карикатуры, как и политическая сатира, должны занимать важное место в публичном пространстве.

Проблема российско-советской карикатуры всегда была в том, что карикатуристы могли критиковать только особые темы. Во время антирелигиозного движения они критиковали попов, во время войны с нацисткой Германией рисовали плакаты против Гитлера. Пышным цветом выросла карикатура во время Перестройки и 90-х годов. Карикатуры на Ельцина или Зюганова также представлены на выставке. Мы их помним еще по программе Виктора Шендеровича «Куклы». Также было организовано небольшое слайд-шоу новейших российских карикатур на сырьевую экономику, несостоявшуюся демократию и беспринципных чиновников.

В конце небольшого интервью директор музея Евгений Артемов искренне сказал: «Уровень демократии определяется тем, насколько власть позволяет себя критиковать. И карикатура вернется в таком объеме, в каком она была в начале Перестройки».

Выставка продлится до 15 ноября.