Главное сегодня

05/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
27.09.10 17:50
| Просмотров: 124 |

Скандинавские комиксы в Петербурге

Роман Бурый

Вы думаете, комиксы только для детей? Но в мире искусства на это счет другое мнение. 23 сентября в Институте Финляндии открылась выставка современных скандинавских художников в стиле комикс. Она проходит в рамках фестиваля рисованных историй Boomfest, который в нашем городе проводится уже 4-й раз. Объединяя такие разные площадки, как музей дома В.В. Набокова, галерию современного искусства Anna Nova, музей Анны Ахматовой, Институт Финляндии или арт-пространство Bye Bye Ballet, фестиваль открывает нетрадиционное, нелегитимированное искусство в России.

Многие читали в юности комиксы про черепашек-ниндзя Леонардо, Донателло, Микелланджело и Рафаэля, но никогда не приходило в голову, что это может быть серьезным искусством. А ведь есть люди, которые собирают комиксы, складируют заветные истории о Бэтмене и Супермене в больших картонных коробках.

В Институте Финляндии выставка комиксов не совсем обычных. В 50-е и 60-е годы американский художник Рой Лихтенштайн синтезировал картины и формы комиксов, изображая суперменов на своих полотнах. Сегодня скандинавские художники Kaisa Leka, Bendik Kaltenborn, Martin Ernstsen применяют другую стратегию, они пытаются вырваться из формы комикса в живопись.

Екатерина, один из организаторов Boomfest’a рассказала об отличиях современных комиксов от традиционных: «Появляется другая расскадровка рисованных историй. Традиционно мы видим на листе 5-7 фрагментов с пузырями для слов, типа «Хей, я супергерой!», сегодня же это может быть совсем в другом формате. Например, книжка, где на каждой странице один фрагмент истории. Этот фрагмент истории может быть без пузыря для слов, этот фрагмент самодостаточен». Если посмотреть традиционным взглядом цветные рисованные истории щведского художника Joakim’a Ojanen’a, то абсолютно непонятно, что перед вами, фрагменты одной истории или картинки, поставленные в ряд.

Комикс выходит из обыкновенного книжного, журнального формата, и это могут быть истории на маленьких картонных картинках или даже разрисованное белыми эзотерическими знаками черная скульптура, как у Axel’a Hugmarte’a. «Суть комикса-рассказать историю в картинках», - говорит Екатерина. Какая разница будет ли это в журнале или на деревянном материале? Но, конечно, такие формы сложнее тиражировать. И, наверное, во многом из-за этого художники выбирают такую форму.

Современные художники критикуют массовое общество. Всем известные супергерои просто оболванивают людей и упрощают мир. Сегодня современный человек знает, кто такой Бэтмен, но не знает проблем окружающей его жизни. Скандинавы с их меланхолией не дают посетителю выставки расслабиться. Большинство рисунков сделаны в черно-белом цвете и на многих написано страшное слово DEATH.

Смерть окружает современного человека в его чувствах и технике. Так Martin Ernstsen из Норвегии изображает довольного гиганта-буржуа, который сидит на домике и курит сигару. Современный человек напыщен, он считает, что он все хорошо знает и может контролировать ситуацию. Он смотрит в телевизор и не замечает, как из этого необычного существа с 9 руками и миллионами глаз капают фекалии на его могилу. Так изобразил массовый тупизм швед Joakim Ojanen.

Выставка уже побывала в Копенгагене, Осло и Хельсинки. Из известных питерских художников на выставке был замечен стрит-арт художник Алексей Спай, который знаменит своими огромными картинами-комиксами на темы власти, милиции и современного потребеления.

Выставка продлится до 17 октября.