Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
23.09.10 16:55
| Просмотров: 145 |

Возвращение к истокам

Анжелика Клыкова

Всероссийская слава к Владимиру Сорокину пришла довольно поздно. Активисты молодежного движения заметили и «благословили» писателя, спустив его книги в большой картонный унитаз. С тех пор широко известный в узких кругах Сорокин приобрел массовую популярность. Тиражи его книг зашкаливали, а с газет так и неслось: «Порнограф!» Сделав короткий перерыв на остро политические темы – романы «День опричника» и «Сахарный Кремль», повесть «Метель» - Владимир Сорокин вернулся к истокам.

«Моноклон» - сборник, в котором удачно сочетаются постмодернистские рассказы и чувственные, слезливые истории о войне. Владимир Сорокин верен себе и продолжает отслеживать все яркие политические процессы в стране. Разумеется, Сорокин однобок, в каждом рассказе пахнет похотью, калом и спермой. Таков Сорокин и, кажется, никто его уже не переделает. Творчество писателя, вообще, можно сказать, строится на простой формуле: начал за здравие, кончил.

Те, кто хорошо знаком с творчеством Сорокина, в новых рассказах 55-летнего писателя не найдут ничего нового и интересного. Сорокин мастерски переписывает старые сочинения на новый лад. Тренд современного политического сезона, например, попали в рассказ «Тридцать первое». У женщины между ног начинает расти фаллос, растет и растет, пока по наитию, хранительница величественного достоинства не приезжает на Триумфальную площадь в столицу, где каждое 31-е число проходят митинги (организованные, кстати, писателем Эдуардом Лимоновым), и фаллосом начинает крушить автобусы с ОМОНом.

Сорокин остается мастером, его словесность лучшая в стране и по стилю, и по размаху, соперничать с ним могут разве что классики, давно дремлющие в могилах. Выводя на первый план чудовищные совокупления, Сорокин подковыривает гнойную рану современного общества. В рассказе «69 серия» целая семья, уткнувшись в телевизор, в оцепенении следит за соитием странных существ, и стоит серии закончится, старики слезятся, молодые удивляются, но каждый, плененный «голубым экраном», не замечает мерзости, выносит для себя совершенно чуждое, противное, слово полагающееся.

Достается от Сорокина тем самым молодежным активистам, которые травили писателя восемь лет назад. Со странной любовью Владимир Георгиевич описывает их мероприятия. Посвященному, не следящему за молодежной субкультурой человеку, будет затруднительно вникнуть в перипетии мистических шествий космонавтов и специально нанятых автобусов с пенсионерами, которые везут стариков митинговать против фашизма. Тема войны у Сорокина занимает отдельное место. Пожалуй, самый лучший, проникновенный рассказ в сборнике - «Черная лошадь с белым глазом» - рассказывает о девочке и повстречавшейся ей в бору лошади, в глазе которой малютка увидел начало Великой Отечественной войны.

«Кухня» - ладная история, шикарная зарисовка, миниатюра об одном помещении, в котором, при желании, оказывается много чего можно разглядеть. Безусловно, Владимир Сорокин – чудо, явившееся откуда-то свыше. Его рассказы удивляют, эпатируют, и майор в супермаркете превращается в подполковника, но с тем же запалом отстреливает девушек «за красоту». Сорокин - глубокий лирик, его рассказы полны смыслом, хотя, порой, за формой теряется суть. «Моноклон» - и название сборника, и заглавный рассказ, а, скорее всего, - это сам Сорокин, один такой единственный на свете.

Владимир Сорокин. Моноклон. М.: Астрель, 2010 г.