Главное сегодня

29/11/2022 ВСЕ НОВОСТИ
13.09.10 13:30
| Просмотров: 159 |

Нужен ли сегодня герой в России?

Роман Бурый

В художественной «Студии Непокоренных» открылся 3-й фестиваль АРТ Собес «Осторожно Мужество». В этом году организаторы фестиваля - «Немецко-русский обмен», Фонд им. Генриха Белля, РОО «Зеленая лампа» - хотели привлечь внимание общества к теме героизма и гражданского мужества в современной России. Кто такой современный герой? Какими качествами он или она должны обладать? Почему сегодня в России востребован героизм? – такими вопросами задались молодые художники.

На открытии Фестиваля в «Студии Непокоренных» были представлены работы в стиле стрит-арт: «Обыкновенные пожарники» Оли Ману и две картины Алексея Спая «Search and upgrade». Это направление в искусстве зародилось в 80-х годах. Сначала оно находилось только в пределах галерей и салонов, но молодые художники вынесли его на улицу, - так началась эпоха граффити. На Западе этот вид искусства давно стал мейнстримом, есть определенные площадки, которые выделены под граффити, но, конечно, также есть «нелегальные» художники, которые разрисовывают стены в качестве протеста.

В России художников, работающих в стиле граффити, немного, один из них - Алексей Спай. На фестивале АРТ-Собес он попытался представить современного героя и его контекст. Что раздражает человека в мире? Насилие? Продажная любовь? Контроль? Все эти темы можно увидеть в его картинах. Алексей Спай совмещает рисунок с текстом, что создает форму комикса, который привносит в мир какую-то иронию, но с другой стороны он разрушает тот серьезный взрослый рациональный мир с его конвенциями.

Алексей Спай представил также свое боди-арт творчество. К публике вышли 3 девушки, исполняющие разные роли: опасность, красота и свобода. Эти музы явились в воображение к Алексею Спаю как три элемента творчества. Художник работает с каким-то материалом, и нельзя считать, что он всегда творец чего-то положительного. Вспомним Фауста Гете: «Я часть той силы, кто вечно хочет ЗЛА и вечно совершает Благо». Без красоты, то есть без определенной эстетической позиции искусство нельзя представить. А свобода - это воздух художника. Только через попытку переосмыслить что-то в разных плоскостях, в разных сюжетах, может родиться что-то оригинальное.

Картина Оли Ману «Обыкновенные пожарники» была создана после прошедших летних пожаров в России. На огромном деревянном холсте можно увидеть красные, черные прямые и косые линии, что создает атмосферу пожарища, кстати, эти же цвета – являются символами анархии. Около картины находятся мягкие куклы пожарных с ведрами. Оля Ману играет с пространством картины. Герои находятся не в традиционных рамках, а выходят из них, чтобы потушить пожар. Оля Ману решила показать момент рождения героя в экстремальной ситуации.

После презентации работа художников была организована дискуссия об ангажированном искусстве. Небольшое вводное слово сказал молодой литературный критик Павел Арсеньев. Он различает искусство как администрирование и борьбу. Для него ангажированное искусство – это то искусство, которое представляет восходящую политическую силу. В общем, если даже художники не хотят ассоциироваться с какой-то политичсекой силой, они будут захвачены политикой, потому что икусство изначально социально. Все эти тезисы, конечно же, спорны. Никто не может сказать, какую силу представляла, например, любовная лирика Пушкина.