Главное сегодня

06/12/2022 ВСЕ НОВОСТИ
10.09.10 15:50
| Просмотров: 137 |

Что изменится в ОСАГО?

Дарья Костромина

С 1 сентября вступило в силу постановление правительства, утверждающее новый способ подсчета ущерба по ОСАГО. На круглом столе в «Интерфаксе» нововведение обсудили страховщики, оценщики и автомобилисты. Называется оно так: «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Документ предполагает создание методики оценки ущерба для автомобилей, пострадавших в ДТП. Износ разных деталей, согласно документу, должен считаться по-разному. В некоторых случаях износ не учитывается вообще. Прогнозируется, что страховые выплаты станут больше, но одновременно увеличатся и тарифы ОСАГО.

Все считают одинаково

Единая унифицированная методика оценки ущерба стала насущной необходимостью, отмечают специалисты. Как утверждает руководитель федерального расчетного центра ассистанской компании «ЛАТ» Алексей Дружинин, только основных методик раньше существовало 6, в реальности же их вариаций было больше. Поэтому каждый оценщик работал «кто во что горазд».

Еще более, чем оценщики, в единых стандартах нуждаются автомобилисты, поскольку это гарантия честной и независимой оценки ущерба. Председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов и председатель автоклуба «24» Денис Шубин говорят об ангажированности оценочных компаний. Страховая компания может заключить и заключает с оценщиками негласный договор. Состоит он в том, что страховщик ставит оценщику план на сумму, которую можно выплатить пострадавшим в течение, например, месяца, и ущерб должен быть «подогнан» под эту сумму.

Именно поэтому важно, чтобы все считали одинаково и по четким инструкциям. Директор Северо-западной дирекции «ЭРГО Русь», страховщик Андрей Знаменский говорит, что опасения не всегда обоснованны, так как не каждая страховая компания может создать «карманного» оценщика, и все же общая методика актуальна для всех. Впрочем, он не обольщается. По его мнению, принятое постановление отнюдь не определяет методику: создать ее — задача Минтранса. Конкретные инструкции до сих пор не разработаны, и когда это будет сделано, неизвестно.

Котлеты отдельно, а мухи отдельно

Износ пластмассовых деталей теперь считается не так, как износ металлических. А износ деталей, влияющих на безопасность автомобиля, не считается вовсе. К ним, например, относятся ремни и подушки безопасности. Это значит, что страховые выплаты по ним будут производиться по максимальной стоимости, без снижения за старость. Да и в целом по новым методикам износа можно насчитать значительно меньше.

Эксперты согласны с общей идеей, но снова возвращаются к недоработкам документа. Александр Холодов указывает на размытость формулировки: «детали, влияющие на безопасность», поскольку все детали машины в той или иной степени влияют на безопасность. Например, фары. Значит ли это, что ущерб за разбитые фары нужно считать без износа? Когда принималось постановление, добавляет он, предполагалось, что появится база данных с четкими таблицами и ценами на запчасти.
Алексей Дружинин опасается, что автомобилисты могут мошенничать: покупать подержанный «Жигули» по низкой цене, разбивать его в авариях и получать компенсацию, как за новенький. Александр Холодов напоминает, что по Закону об ОСАГО страховая выплата не может превышать стоимости автомобиля, поэтому бояться страховщикам нечего.

По деньгам

Тарифы ОСАГО будут расти, это очевидно. По словам Андрея Знаменского, страховая сумма будет повышена до 200 тысяч рублей на каждого. «При таком раскладе ОСАГО становится рисковым видом страхований. Не дай Бог, упадет в пропасть автобус, придется выплатить несколько десятков миллионов рублей. После этого выживет не каждая страховая компания».

Поскольку тарифы на ОСАГО не повышались с 2003 года, эксперты сходятся во мнении, что логично их повысить — хотя бы в связи с инфляцией. Андрей Знаменский также заявляет, что будут увеличены выплаты за жизнь и здоровье, но ему парирует Александр Холодов. Он напоминает, что жизнь бесценна, а медицина бесплатна. Нельзя никак оценить жизнь, сделать ее дешевле или дороже, можно лишь оплатить расходы,с вязанные с похоронами. Медицинские услуги оказываются по полисам ОМС и ДМС, зачем же человеку платить за них дважды?

Постановление, в целом, оценивают эксперты как стратегически верное. Однако, как часто бывает у нас — остались мелочи: придумать конкретные правила, по которым оно будет реализовываться.