Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
07.09.10 17:50
| Просмотров: 262 |

Какая гадость эта ваша Москва

Павел Смоляк

К очередному Дню рождения столицы российские режиссеры по инициативе Егора Кончаловского сняли 18 новелл, объединив их в один фильм, получивший тривиальное название «Москва, я люблю тебя». Западные аналоги успели порадовать жителей Парижа, Нью-Йорка и Токио, теперь очередь дошла до Москвы. И если Париж в новеллах мастеров мировой режиссуры был самый что ни на есть настоящий, то отечественные киношники сотворили короткометражки обо всем на свете, но не о городе.

Москва город без контрастов. При желании, разумеется, можно напичкать смыслами шумную столицу, вспомнить о знаках власти и историях любви, ежедневно случающихся на старых улицах мегаполиса. Но глубины все равно не будет. Москва слишком изменилась и потеряла индивидуальность, стала похожа на винегрет, пересоленный салат с примесями разных соусов. Российская столица не дотягивает до романтики Парижа или Нью-Йорка, Санкт-Петербурга или Мадрида. В Москве есть все, за исключением шарма. Москва – город без запаха, но с кепкой, вечными стройками и убийствами в центре города, наверное, поэтому, что не новелла, то оружие.

«Москва, я люблю тебя» - альманах о городе, однако города-то в фильме совсем нет. Есть нравы, шрамы современности, штампы вроде известных улиц и зданий. Авторы фильмы слишком буквально поняли заказ, поставили перед собой странную цель снять кино, отталкиваясь от одного слова. Так бывает, когда человеку называют слово и просят составить синонимический ряд или написать историю, где это слово было ключевое. Взять новеллу «Высотка», где герой (Игорь Ветров) следит при помощи телескопа за соседями, подмечая: Москва – одна большая постель. В окне замечает мужчину (Федор Бондарчук), который мечется между жизнью и смертью, прислоняя пистолет, то к сердцу, то к виску, то засовывает дуло в рот. Спасая человеческую жизнь совершенно нелепейшим образом – звонком в аптеку ниже этажом, герой, потерявший в первых секундах истории любимую женщину, на последней секунде ее обретает заново. Видимо, такую Москву и надо любить.

Из восемнадцати новелл есть пара-тройка хороших работ. Выделять не буду, ибо меркнут на фоне гадости остальных историй. Иван Охлобыстин снял, как ему кажется, душевную историю о юноше (Артем Михалков), нюхающем кокаин в аромате ночной жизни, а по утрам по велению дедушки бегающего несколько километров по столичной брусчатке. Стоит ли говорить, что дедушка умирает и призраком учит внука весело жить в движении. «Нас таких мало», - говорит голос. Однако лучше Охлобыстину не браться за большие формы, его Москва – не Москва, а претензия на философию – наглая чертовщина, бесовский бред, выражаясь на наречии отца Иоанна. Лучше у Охлобыстина получается писать сценки на знакомые ему темы. Новелла «Москвичи», снятая Егором Кончаловским по сценарию Охлобыстина, возможно, самая яркая и правдивая история из всех восемнадцати, что вошли в фильм. Тут отмечу, что зритель увидит пятнадцать новелл, три фильма, в том числе короткометражку Аллы Суриковой, продюсеры по известным исключительно им причинам вырезали, но обещали полную версию пустить на экраны позже. В «Москвичах» есть вся настоящая Москва с «коренными жителями» с черной кожей и узким разрезом глаз, акцентом и Кораном подмышкой.

Все-таки не удержусь и скажу, что мне понравилось. Историй две, и как ни странно, все они без диалогов, без слов, движение под легкую музыку. Лучшие новеллы мало относятся к Москве, потому и скажи, что действие происходит в Берлине или в Мадриде, ничего не изменится. Истории, рассказанные Верой Сторожевой и Василием Чигинским, привлекают внимание, притягивают человеческими судьбами и чистотой смысла. Скорее всего, это заслуга авторов сценария и исполнителей главных ролей – Евгений Миронов у Строжевой и Татьяны Владимирской у Чигинского. Не буду пересказывать сюжеты, обратите на эти новеллы внимание, а лучше посмотрите только их.

У «Москвы, я люблю тебя» хорошая легенда. Егору Кончаловскому в свое время предложили снять историю к фильму «Париж, я люблю тебя!», но новелла русского режиссера показалась западным продюсерам «опасной», политическая начинка горьковатой, не сложилось, и тогда племяннику главного режиссера страны пришла идея фильма о Москве. Конечно, не дай Бог, эти сволочи покусятся на Петербург. В бывшем Ленинграде живет много достойный режиссеров, актеров, писателей, но лучший фильм о Петербурге давно сняли, его автор Алексей Учитель, поставивший по сценарию Авдотьи Смирновой обаятельную трагикомедию «Прогулка». «Прогулка», снятая на одном дыхании, стала международным проектом. «Прогулки» появились в десятках странах, вот и москвичам, черпающим вдохновение на Западе, не мешало бы посмотреть себе под нос, все давно придумали и реализовали в славном городе-герое Санкт-Петербурге.

Подарок ко дню города, надо сказать, вышел отвратительный. Именинница явно не в восторге.