Главное сегодня

20/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
20.08.10 15:15
| Просмотров: 112 |

Продуктовая неразбериха

Екатерина Буркова

Жалобы на жару сменились опасениями, вызванными ее последствиями – разговоры о повышении стоимости цен на основные продукты не беспочвенны. Аномальная жара и ураганы нанесли ощутимый материальный ущерб животноводческим хозяйствам и сельхозугодиям. Впрочем, эксперты уверяют, что никаких причин для беспокойства пока нет, ситуация с продовольствием под государственным контролем.

На пресс-конференции, посвященной проблеме роста цен в связи с неурожаем, заместитель председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственнным комплексам Ленинградской области Александр Варенов рассказал, что самые большие потери понесли птицефабрики и молочные предприятия. По его словам, «снижение надоев из-за жары привело к тому, что область не досчиталась более 400 тонн молока». Отключение электроэнергии (и как следствие вентиляции) во время ураганов привело к гибели от удушья 500 тысяч голов птиц на «Синявинской» птицефабрике и 200 тысяч на фабрике «Роскар». От разыгравшейся стихии больше всего пострадали Волховский, Киришский, Приозерский и Тихвинский районы.

Несмотря на такие неутешительные данные, чиновники настаивают на том, что нет никаких предпосылок для развития продовольственного кризиса. И город, и область мясом, яйцами, молоком будут обеспечены. Александр Варенов подчеркнул, что не стоит разводить панику, сравнивая количественные показатели этого и прошлого года, поскольку тех же яиц в 2009 году было произведено в пять раз больше, чем требовалось установленной нормой.

По-прежнему остро стоит вопрос с продовольственным и кормовым зерном. За год город потребляет примерно 480 тысяч тонн продовольственного зерна (20% – рожь, 80% – пшеница). Произведенные подсчеты урожая привели к тому, что уже в июле стоимость зерновых резко повысились, однако после запрета на экспорт цены немного стабилизировались. Начальник Управления агропромышленного комплекса КЭРППиТ Правительства Санкт-Петербурга Наталия Лапеко напомнила о существовании в городе регионального продовольственного фонда, содержащего 90 тысяч тонн зерна: «Две трети от этого объема находятся в обороте, оставшаяся часть как неприкосновенный запас – всегда в городе. Девяносто тысяч тонн – доля гарантированного зерна». Кроме того, городские власти сейчас ведут переговоры с производителями хлебобулочных изделий об удержании цен как минимум на два сорта: ржаной хлеб и пшеничный нарезной батон.

Администрация Петербурга также намерена приобрести или построить хлебозавод для производства хлеба по социальным ценам. Пока город приобрел ЗАО «Невская мельница», где было восстановлено производство муки. В связи с этим власти пытаются договориться с хлебокомбинатами о поставках муки по сниженным ценам в обмен на готовый хлеб. Однако переговоры пока ни к чему не привели. Если договориться с хлебными компаниями не удастся, город планирует построить хлебозавод с собственным элеватором.

Между тем, в ряде российских регионов крупы, хлебопродукты и мука уже значительно подорожали. Цены на гречку и рис выросли в 2-2,5 раза. Георгий Житмарев, коммерческий директор ООО «Санкт-Петербургский молочный завод Пискаревский», предположил, что цены на молочные продукты к осени могут увеличиться на 5-7% – это оптимистичный прогноз, поскольку фермерские хозяйства надеются на помощь государства. Основная причина роста расценок на молочное сырье – «повышение стоимости фуражного зерна. Себестоимость молока растет, чтобы не резать скот, приходится повышать цены». Пока рост цен – единственный путь компенсации издержек.

Впрочем, повышение цен не всегда диктуется объективной необходимостью. Федеральная антимонопольная служба РФ уже выявила факты повышения цен из-за обычной спекуляции. Чтобы избежать неоправданного повышения стоимости продуктов, сотрудники службы постоянно проводят мониторинг ситуации по всем социально-значимым товарам. Активную работу проводят с розничными сетями – оттуда поступает информация о росте цен и повышении спроса на тот или иной товар. Виноватых в сложившихся обстоятельствах найти сложно. Производители и торговые сети сражаются за прибыль, обвиняя друг друга в накрутке розничных и оптовых цен. Возникшая сумятица не позволяет сделать каких-либо устойчивых прогнозов по поводу ценовых ориентиров на ближайшее будущее.

Но цены диктуются рынком, и на данный момент у нас нет эффективного законодательства, чтобы контролировать спекулятивные настроения в сложных обстоятельствах. Есть закон «О защите конкуренции», который запрещает устанавливать высокие монопольные цены. Вступивший в силу в феврале этого года закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» предусматривает возможность «замораживания» цен на социально-значимые товары, но механизм таких мер как всегда четко не прописан. Самой эффективной мерой в борьбе с ростом цен остается усиленный контроль со стороны антимонопольщиков над участниками рынка. Управление Роспотребнадзора тоже контролирует цены – но этот контроль в первую очередь относится к детскому питанию, табачным и алкогольным изделиям.