Главное сегодня

29/05/2020 ВСЕ НОВОСТИ
15.08.10 13:55
| Просмотров: 320 |

Ушедший символ прошлой эпохи

Анастасия Маринина

Ровно 20 лет назад – 15 августа 1990 года - погиб Виктор Цой. Музыкой группы «Кино» в то время жили и дышали, вписывая имя группы в историю. Под «киношные» песни выросло не одно поколение – поздние школьники, ранние студенты- бунтари, а отдельные песни группы знакомы даже тем, кто и рядом не стоял с рок-культурой.

История группы «Кино» все же похожа на сказку со счастливым концом. Счастливым уже хотя бы потому, что спустя 20 лет, - а это срок не малый для музыкальной индустрии, - имя группы не кануло в лету, более того, оно не осталось сухим текстом в какой-нибудь энциклопедии, а сохранилось в самой живой и теплой форме.

Во многих городах страны существуют свои стены памяти, куда поклонники могут прийти и написать что-нибудь – строчку из песни, слова благодарности, может быть, признание любви, или сакраментальное: «Цой жив!». К таким импровизированным мемориалам приходят разные люди: те, кто хотел жить по-иному вместе с Цоем в восьмидесятые и те, кого даже в проекте к 1981 году, на момент начала творческой деятельности «Кино», не было.

Жизнь Цоя – история счастливого случая. О такой судьбе, как у него, мечтал любой мальчишка, сколотивший группу в каком-нибудь подвале, любой мальчишка, жаждущий хоть одной ногой побывать в вечности. Романтика. До начала «киноленты», принесшей ему славу и искреннюю любовь, Цой удачно влился в коллектив людей, сумевших впоследствии наделать шуму на весь Союз и ознаменовать начало новой рокопанковой эпохи.

В конце 70-х, будучи бас-гитаристом группы «Палата №6», Цой познакомился с Алексеем Рыбиным. Вместе они посещали квартирники Майка Науменко, лидера группы «Зоопарк», рок-журналиста и музыканта Артемия Троицкого, играя в составе первой в СССР панк-группы с более чем хулиганским и по нынешним меркам названием - «Автоматические удовлетворители». Во время одной из таких поездок из родного Ленинграда в столицу, Цой был замечен лидером группы «Аквариум» Борисом Гребенщиковым. БГ услышал, как Цой пел под гитару с друзьями в электричке, и, видимо, был настолько поражен, что предложил Цою свою помощь.

В 1981 году, летом, Цой, Рыбин и Валинский основали группу «Гагарин и гиперболоиды», которую вскоре приняли в Ленинградский рок-клуб. Что это значило в то время? На ул.Рубинштейна, 13, где до начала 90-х находился клуб, царила удивительная атмосфера, да и место в целом было уникальное. Сначала под надзором КПСС и КГБ, но потом все более и более свободно в клубе росла иная культура – «Алиса», «Аквариум», «Пикник», «Кино», «ДДТ», «АукцЫон» - все эти группы играли на сцене ЛРК, а для некоторых именно с Рубинштейна 13 началась известность в масштабах страны.

Вскоре «Гагарин и гиперболоиды» стали называться «Кино». Валинского забрали в армию, несколько лет спустя, из-за разногласий группу покинул Рыбин, но «Кино» по-прежнему завоевывало свои «Оскары». В дискографии группы, насчитывающей 9 студийных альбомов, последний из которых – «Черный альбом» был сведен уже после смерти Цоя, - нет провальных, в каждом есть действительно великие песни.
Параллельно с музыкой, Цой занимался кинематографом. Он снялся в нескольких фильмах, самые известные из которых «Рок» Учителя, «Асса» Соловьева, «Игла» Нугманова.

Майк Науменко, лидер группы «Зоопарк», на квартире у которого Цой рождался как музыкант, как-то сказал - «В нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным». Споры о том, дожила бы популярность «Кино» до наших дней, не погибни кумир эпохи так быстро и нелепо, продолжаются до сих пор. Вероятней всего, что дожила бы, но в формате одной из тех групп, что «пели когда-то о чем-то, протестуя с кем-то против чего-то». А так – стабильно – аккорды песен знает любой маломальский гитарист, тексты всплывают в памяти из ниоткуда. Цой печатается на рюкзаках и футболках, но ухитрился не стать попсой как Че Гевара, когда половина носящих майки с его изображением понятия не имеют о делах команданте.

Безусловно, смерть Цоя сыграла не последнюю роль в популярности «Кино». Виртуозный гитарист Джимми Хендрикс, замкнутый фронтмен «Нирваны» Курт Кобейн - история знает много примеров, когда смерть давала толчок если не к вечной, то достаточно долгой, а главное, равномерно популярной творческой жизни.

«Песен еще не написанных – сколько? Скажи кукушка, пропой», - пел Цой. Как дальше сложилась бы судьба группы «Кино» не окажись Виктор 15 августа на трассе Слока-Талси неподалеку от Риги, никто не знает. Может быть, их популярность пошла на убыль – невозможно протестовать в сорок так же ярко, как ты делал это в 25, с годами стали бы другими взгляды на жизнь. Менялась страна, менялись люди – они хотели уже не романтики и перемен, а хлеба на прилавках и денег в карманах малиновых пиджаков.

Был бы Цой успешен сейчас, случись ему родиться лет на 20 позже? Вряд ли. У каждого героя свое время для подвигов. Цой не был бы героем нашего времени, уже только потому, что мы в героях не нуждаемся и подвигов давно ни от кого не ждем – ни от себя, ни от окружающих.