Главное сегодня

29/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
19.07.10 02:50
| Просмотров: 105 |

Война за наследие академика Вавилова

Екатерина Буркова
Дарья Костромина

Павловская опытная станция может утратить значительную часть знаменитой коллекции Вавилова – земли, на которых произрастают уникальные виды растений, собираются отдать под застройку малоэтажного жилья. Срок, предоставленный научно-исследовательскому институту растениеводства для освобождения территории подошел к концу, но переезжать ученые не собираются.

Сюрпризом стало решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом для сотрудников Павловской опытной станции. Два земельных участка (площадью 71 и 19 Га)были переданы Фонду Развития Жилищного Строительства, поскольку, по мнению агентства, генетики используют их нецелевым образом. Суд признал это решение законным.

Согласно директиве «Росимущества» территорию нужно было освободить в течение трех месяцев, однако ученые заявляют, что необходимо как минимум 15 лет (не считая огромных научно-технических и финансовых ресурсов) на то, чтобы пересадить растения, а многие из них и вовсе нельзя подвергать пересадке.

То ли я есть, то ли меня нет...

Коллекция растений, семян, черенков как объект охраны или хотя бы недвижимости не существует: такого понятия в законе нет, а спор в юридическом поле идет лишь о земле, что существенно его упрощает и примитивизирует.

«ПОС не имеет статуса дендропарка или ботанического сада», - поясняет Александр Карпов, руководитель Центра экспертиз Санкт-Петербургского общества испытателей. - «В июле 2008 был принят закон о содействии развития жилищному строительству. Нужно находить участки, которые плохо используются и передавать регионам. У нас под угрозой все территории научных и образовательных центров. Все крупные участки, несмотря на то, что они предназначены для образовательной деятельности (Пулковская обсерватория, парк ЛТА и т.д.)».

Между тем, Павловская станция имеет мировое значение, обладает уникальными образцами растений, многие из которых не встречаются в живой природе. Полевой банк заложен Вавиловым в 1926 году и является крупнейшим в северной Европе. Коллекция плодовых, кормовых, зерновых культур, картофеля насчитывает более 213 тыс. образцов. «В блокадном Ленинграде не съели того, что сейчас эти варвары уничтожают», - замечает Виктор Аксючиц, руководитель рабочей группы по землепользованию и лесопользованию Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной Палаты РФ (Москва). Растения, действительно, были спасены в войну. Сейчас, похоже, работа генетиков государству не интересна.

Сотрудники ВНИИ не скрывают свое отношение к происходящему и открыто называют действие властей «бредом». Особенно их удивило утверждение представителей Фонда РЖС, что участки не используются по назначению и на них ничего не произрастает. Генетики изъявили готовность к встрече с любой комиссией, которая захочет проверить состояние земель.

Цепь обстоятельств

Большая часть земли, которой пользуется ВНИИ Растениеводства им. Вавилова, принадлежит городу, но несколько участков находятся в федеральной собственности. Именно они оказались под угрозой. По словам Федора Миховича, исполняющего обязанности директора ПОС, ранее в городском Генплане эти участки на многие годы вперед не фигурировали, а теперь они оказались местом коттеджной застройки.
Ранее Федор Михович был директором станции. Он рассказывает, как Финансовая Корпорация «Система» вступила с ним в переговоры по поводу реализации земли, но он продавать участки отказался. По истечении срока трудового договора, Михович лишился должности директора. Он не сомневается, что покупатель у «нецелевых» земель уже определен. Иначе бы менять статус земли было бы невыгодно.

Отчасти за нынешнюю ситуацию Михович возлагает ответственность на Вавилова: слишком хорошее тот выбрал место, с естественным микрорельефом, взгорками, оврагами — идеальный не только для выращивания разных соротов растений, но и для постройки коттеджного поселка. Кроме того, участки находятся рядом с трассой Гатчина-Павловск и имеют удобные подъездные пути.
Кстати, единственный объект недвижимости — деревянный сарай, располагавшийся на первом участке — недавно сгорел при невыясненных обстоятельствах. Таким образом, на пути Фонда РЖС больше ничего не стоит.

Совершенство — понятие относительное

Александр Карпов считает, что эту и другие подобные ситуации (например, опытная станция на Кавказе выселяется в связи со строительством олимпийских объектов) определяет несовершенство законодательства: природоохранные нормы не состыкуются с Гражданским Кодексом. По мнению Виктора Аксючица, законодательство как раз совершенно, поскольку его авторы отнюдь не преследовали цели охраны природы.
И напрасно, как он считает. «Это вопросы национальной безопасности, национального бытия». Аксючиц уверен, что сохранить и отстоять национальное богатство — значит сохранить суверенитет страны, в чем заинтересованы и власти.

Что же делать дальше? Татьяна Хмелева, координатор программы WWF России по экологическому праву (Москва) предлагает «обращаться в суд, несмотря на то, что это кажется безнадежным». Именно этим и собирается заниматься Федор Михович, готовясь к аппеляции и касации.

Параллельно он планирует продолжать работу на станции, не подчиняясь решению властей. «Коллекцию так просто под бульдозер не пустишь, это мировое достояние, мы победим», - настроен он решительно и оптимистически.

К сожалению защитников станции, проблема до сих пор привлекала мало внимания общественности и российских СМИ, а наибольшее беспокойство она вызвала у зарубежных ученых. Сторонники ПОС все-таки продолжают рассчитывать на общественный резонанс в России и мире и на высшую справедливость.


Справка Коллекция Павловской опытной станции насчитывает около шести тысяч плодовых, ягодных, декоративных культур и более четырех тысяч кормовых культур. На участке № 2 создана значительная часть отечественного ассортимента ягодных культур и более 60% сортов черной смородины, признанных лучшими в мире. Там же сосредоточен единственный в мире, самый северный генофонд яблони, груши, сливы, вишни, черешни. На участке № 18 размещен научный севооборот, где сохраняется в живом виде, размножается и изучается уникальный генофонд растений мировой коллекции многолетних кормовых культур ВИР, наиболее адаптивный для сложнейших погодно-климатических и почвенных условий Северо-Западного региона, который является исходным материалом для создания новых сортов, обеспечивающих кормовой базой агропромышленный комплекс России.