Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
09.07.10 17:35
| Просмотров: 118 |

Нити времени Рудольфа Нуреева

Марта Иванова

В Шереметевском дворце открывается беспрецедентная выставка костюмов великого русского танцовщика Рудольфа Нуреева. 48 костюмов, в которых танцевал Нуреев и его партнерши, выставлены в роскошных залах петербургского дворца.

Куратор выставки Наталья Метельская рассказала, в какие сжатые сроки готовилась экспозиция. Метельскую пригласили в прошлом году во Францию, в городок Мулен, что в центре страны, где шла выставка прославленного русского танцовщика. Метельская отметила, что пришлось приложить не мало усилий: особый труд понадобился в поиске финансирования. Идея выставки созрела в конце года, когда все бюджеты были сверстаны, и чудом удалось наскрести финансовые крохи. Основной вклад внесла французская сторона, без денежной подпитки которой, выставка не состоялась бы, отметила Метельская.

Большинство костюмов Нуреева в Шереметевский дворец привезли из Франции, но некоторые на временную экспозицию предоставила Академия русского балета им Вагановой. Кроме всего, Национальная опера Парижа, где Нуреев служил последние годы жизни, исключительно для петербургской выставки на время одолжила изысканные балетные костюмы, которые до сих пор можно увидеть на французской балетной сцене. Именно из-за этих костюмов выставка проработает до середины сентября, костюмы должны вернуться обратно в Париж, где продолжат жизнь в грандиозных сценических постановках. По словам Метельской, в сентябре вход на выставку будет бесплатным. Уже есть договоренность с искусствоведами и историками театра, которые прочтут несколько коротких лекций для любителей балета.

На выставке зрители увидят только костюмы. Организаторы специально ушли от жизненных деталей, коими была полна судьба Рудольфа Нуреева. «В конце концов, это неважно», - считает Наталья Метельская. Жизнь Нуреева, тем временем, достойна детективного романа. Танцор начал свою карьеру в Ленинграде, из нашего города в 1961 году уехал за границу, в Париж, где попросил политического убежища. На родине Нуреева приговорили к тюремному заключению. Заочно он был осужден на семь лет. Долгие годы имя Нуреева не звучало в России, выставка «Нити времени», пожалуй, первая и пока единственная, которая рассказывает о жизни танцовщика на Западе.

Кульминацией выставочного проекта стала инсталляция, посвященная «Баядерке», - балету, которым Нуреев покорил Париж в 1961 году. Этот же балет он поставил заново незадолго до своей смерти как спектакль-завещание. За толстыми, непроницаемыми красными занавесями, в полной темноте в центре комнаты светится большой экран, на котором в последний раз танцует Нуреев, по бокам в воздухе летает сценические костюмы его партнерш, по центру кабинета – рисунок ноги гения балета.

В Мулене выставку посетило больше человек, чем проживает в городе. К сожалению, повторить рекорд маленького городка в Петербурге будет невозможно. Никто не верит, что посмотреть на костюмы Нуреева придет пять миллионов человек. Люди, сетует Метельская, ленивы и нелюбопытны, однако историк театра надеется, что с 10 июля и до 12 сентября петербуржцы и гости города найдут время заглянуть в Шереметевский дворец, чтобы хоть глазком увидеть наряды, в которых на лучших сценах мира танцевал великий Рудольф Нуреев.


Рудольф Нуреев родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой 17 марта 1938 года. Имеет татарско-башкирское происхождение. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. После его окончания в 1958 году Нуреев стал солистом балета театра имени С. М. Кирова (в настоящее время — Мариинский театр).

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем».

Вскоре Нуреев начал работать в Королевском балете в Лондоне и быстро стал мировой знаменитостью. Получил австрийское гражданство. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром великой английской балерины Марго Фонтейн. Выступал по всему миру работая очень интенсивно, например в 1975 году число выступлений достигло трёхсот. Считается, что Рудольф Нуреев полностью изменил пассивную роль танцора в классическом балете.

С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Не раз выступал на одной сцене с Ивет Шовире. Одно из его главных достижений в этот период — «открытие» Сильви Гиллем. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил классические балеты.

Скончался в результате заболевания СПИДом 6 января 1993 года недалеко от Парижа. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.