Главное сегодня

04/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
05.05.10 00:00
| Просмотров: 113 |

Бестолковые девяностые глазами провинциального поэта

Анжелика Клыкова

Петербург в девяностые мало, чем отличался от всей России. В городе царили бандитские порядки, каждый думал, как побыстрее нажиться, и лучше всего за счет других. С крахом Советского Союза рухнули заводы, социальные гарантии, обесценились денежные вклады, медленно, но верно началась перемена человеческого типа. Появились задорные молодые ребята с предприимчивой жилкой. Однако остались и старые лоботрясы, которые не приняли новые веяния, им было комфортно пребывать в эдаком летаргическом сне.

Новая книга Ильи Бояшова тонка, как струна гитары. Читается взахлеб, быстро, сладко, словно леденец на палочке – вот он, а вот и нет, ам! Книгу «Кто не знает братца Кролика!» лауреат «Национального бестселлера» писал десять лет. Героев в ней много, они, если серьезно, весьма плоские и одинаковые. Разговоры ведут на одни и те же темы, на редкость умны, даже те, у кого ум не должен присутствовать априори. Например, поэт Денис без возраста. Ему можно дать двадцать пять, а может, и все тридцать, кто знает, может, и тридцать пять. У него младший брат и мать, которая снабжает своих деточек деньжатами, убирает рвоту и чертыхается от сволочной судьбы.

Денис попал в девяностые нищим. С подобными себе он сидит каждый день в кафе «Гном», потягивает пиво, говорит умные слова, следит за передачей «Время» и вместе со всеми мечтает разбогатеть и посвятить все кристаллы и изумруды мира любимой женщине, которая до боли в пояснице любит кутить и новые шмотки.

В книге Бояшова почти нет атрибутов девяностых. Разве что мобильные телефоны, которые на вес золота, чтобы позвонить приходится просить какого-нибудь знакомого - внезапно разбогатевшего паренька или женщину, которая женщина исключительно по половым органам. Жителей Петербурга может увлечь ностальгия. В повести есть клуб «Голливудские ночи», который с шумом открылся и с тем же шумом провалился, но остался в истории как желанное место для девочек за двадцать.

Кролик – молодой парень, амбициозный, жуликоватый, с двумя резцами, отсюда и кличка. Увлеченный разными идеями, он фактически вовлекает в свои дела спивающуюся богему. Глядишь, они сидели за столиком, а через миг грузят куриные окорока, целыми сутками надрывают мышцы и сгорают от стыда. Тут вам за прилавком и поэты, и актеры, и другие творческие специальности. Девяностые, кажется, всех превратили в торгашей. Кролик много говорит, уверенно обещает, нещадно эксплуатирует творческих персонажей Бояшова. Главный герой Денис постоянно в поиске, в нескончаемой меланхолии, он грузит окорока, получает купюру в сто долларов и бежит в поэтический подвальчик, пропить заработанную тяжким трудом денежку.

То и дело в «Кролике» появляются странные персонажи. Священник, представленный к поэтам, бывший военный, живущий с молодой матушкой. Наверное, он единственный, кто вовсе не изменился. Поэт Денис и то меняется, рассуждая у Охтинского моста, доводя до истерики двух милиционеров, которые по казусу жизни не могут забрать его в отделение и хорошенько ошельмовать.

«Кролика» Бояшов начал писать еще в конце девяностых. Дописал только сейчас, в конце «нулевых». Можно предположить, что писатель почувствовал возвращение тех времен. Когда стакан водки важнее закона, а проститутки и преподаватели университета поменялись местами. Единственно, что можно сказать наверняка – Бояшов точно попал в атмосферу тех времен: все скоротечно и в новинку.

Илья Бояшов. Кто не знает братца Кролика! Издательство: Лимбус Пресс, 2010 г. Тираж: 4500 экз.