Главное сегодня

20/04/2024 ВСЕ НОВОСТИ
29.11.22 18:40
| Просмотров: 3219 |

Борис Ельцин VS ГКЧП: победила кровь

Павел Смоляк, «Шум»

Из в целом малоинформативной книги Виктора Ярошенко, экс-народного депутата СССР и экс-министра внешней торговли России, вспомнил, что в августе 1991 года Борис Ельцин сформировал в Екатеринбурге «запасное» правительство на случай ареста российского правительства.

Параллельный Совет министров РСФСР возглавил первый вице-премьер Олег Лобов. «Вместе с двадцатью заместителями от различных министерств и ведомств они немедленно вылетели в Свердловск, где недалеко от города заняли специальный правительственный бункер», - пишет Ярошенко.

В случае штурма московского Белого дома «они должны были действовать от имени российского правительства и взять инициативу организации сопротивления на себя».

Кроме этого, срочно во Францию вылетел министр иностранных дел Андрей Козырев. «Он должен был донести до мировой общественности информацию об истинном положении в СССР. А если бы мы и наши «дублеры» в Свердловске были арестованы, Козырев должен был сформировать оппозиционное правительство в изгнании», - утверждает Ярошенко.

Утром 19 августа Борис Ельцин послал «около стал человек, в основном депутатов и заместителей министров, в разные регионы страны с тем, чтобы они на месте смогли организовать сопротивление». «В воинские части, которые гэкачеписты ввели в Москву и пригороды Ленинграда, были направлены десятки агитаторов. В основном это были узнаваемые депутаты, которые разъясняли солдатам и офицерам, что те участвую в попытке государственного переворота».

Против российских властей - вчерашних кабинетных ученых - противостояла огромная непробиваемая вооруженная до зубов советская махина, у которой было все и которая, однако, проиграла, не отважившись на решительные действия.

Исторически сложилось мнение, что советские начальники, захватившие власть сами у себя, не хотели крови, и поэтому не отдали множество приказов, в том числе на арест Бориса Ельцина.

А, может, сейчас думаю, у ГКЧП изначально не было шансов. Они планировали переворот много месяцев, они прослушивали Михаил Горбачева и Бориса Ельцина, следили за министрами, а 19 августа не смогли ничего.

Министры и помощники Бориса Ельцина, ни разу не военные, умело организовали оборону Белого дома, создали резервные органы управления, начали агитацию среди военных, мобилизовали сторонников. Анатолий Собчак, вернувшись в Ленинград, первым делом поехал в штаб Ленинградского военного округа и нагнул командующего, генерала с бесконечным количеством звезд. Исчез страх.

В 1993 году, вероятно, помятую о трех днях путча, Борис Ельцин поступил намного решительней, расстрелял к чертовой матери Белый дом и оказался в победителях. Крови не побоялся, и до сих пор слывет демократом.