Главное сегодня

19/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
27.08.18 15:40
| Просмотров: 348 |

Смерть за решеткой

Павел Смоляк, «Шум»

«Новая газета» опубликовала очередные страшные видеоролики, на которых сотрудники колонии избивают отбывающих наказание преступников. Мужчин гоняют по коридорам, унижают и заставляют на камеру извиняться (за что – неизвестно). При этом то и дело доносятся фразы «выключи камеру», «камеры выключены», «не забудьте включить камеры обратно». Как бы не хотели охранники скрыть злодеяния, у них не получилось.

О пытках и издевательствах, которые хорошо видны на кадрах, осужденные говорили неоднократно, писали заявления, но следователи не находили состава преступления. Следователи вообще, если почитать отказы в возбуждении уголовных дел по фактам издевательств, в упор не замечали происходящих в ярославской колонии зверств.

Пытают не только в колониях. В колониях, говорят бывалые ЗК, почти рай, если сравнивать положение осужденных с теми, кто еще ждет приговора в СИЗО. Хотя суд еще не признал их виновными, отношение к ним изначально как к преступникам, ведь все люди взрослые и понимают: назад на свободу дороги нет, даже если подсудимый страдает тяжелым заболеванием и находится на грани жизни и смерти.

По официальной статистике ежегодно в СИЗО убивают и умирают при сомнительных обстоятельства около пятидесяти человек, всего в СИЗО совершается около тысячи преступлений в год. Так, в феврале в петербургском СИЗО №4 был обнаружен мертвым бизнесмен Валерий Пшеничный.

Следователи установили, что обвиняемый в хищении 100 млн рублей 56-летний бизнесмен совершил самоубийство. Впрочем, судебные медики версию о суициде исключили сразу, отразив в заключении, которое попало к журналистам «Новой газеты», что предпринимателя перед смертью пытали и насиловали. Кроме того, у мертвого Пшеничного обнаружили электротравмы и диагностировали перелом позвоночника.

Проверка ФСИН повторила версию следователей: Пшеничный покончил с собой, но эксперты, предположившие, что самоубийство было инсценировано, от своих слов отказываться не стали. Примечательно, что дело, по которому проходил питерский бизнесмен, инициировал он сам, попытавшись разобраться, куда ушли со счетов его фирмы 100 млн рублей, выделенных Министерством обороны на создание 3D-модели подводной лодки.

Похожий случай, кажется, вскоре можно повторится. В эти дни испанский суд рассматривает документы об экстрадиции в Петербург бизнесмена Алексея Елисеева, который подозревается в хищении нескольких миллиардов рублей со счетов строительных саморегулирующих компаний. Елисеев обвинения, естественно, отрицает.

Само дело, как в случае с Пшеничным, появилось после того, как в 2016-м году бухгалтер, сотрудничавший с Елисеевым, заявила в полицию о возможных преступлениях, в которые хотят втянуть их фирмы. Бухгалтера через несколько недель арестовали, она до сих пор находится в СИЗО. Почему? – вопрос остается риторическим. Для Елисеева очевидно, что главная цель следователей – он и его бизнес, который несколько раз советовали «отдать в хорошие руки».

Больше всего Елисеев, вынужденный с семьей переехать в Испанию, боится повторить судьбу бизнесмена Пшеничного. Слишком уж похожи их дела. Месяц назад неизвестные подошли к дочери бизнесмена, когда она возвращалась в свой испанский дом, и передали визитку с адресом питерского похоронного бюро, намекнув на чистейшем русском языке, что вскоре с ее отцом может произойти несчастный случай. И по словам источников, знакомых с ситуацией, это далеко не первый случай прямых угроз Елисееву.

«Список Магнитского», появившийся после смерти в московском СИЗО юриста Сергея Магнитского и ставший частью западных санкций, продолжает сильно бить по отечественной экономике. Будет ли принят «Список Пшеничного», ведь в его смерти множество темных пятен, - покажет время. Но совершенно ясно, что наша правоохранительная система новыми уголовными делами вроде «дела Елисеева» продолжает с необъяснимым упорством наступать на одни и те же грабли, вяло реагируя на действия настоящих преступников, которые причиняют российскому, государству, обществу и экономике реальный ущерб.