Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
04.10.17 20:15
| Просмотров: 220 |

Голос двух столетий

Павел Смоляк, «Шум»

Иосиф Кобзон самый известный и титулованный эстрадный певец СССР и России. Попрощавшись со сценой в 60 лет, он все равно продолжает много выступать, успевая при этом еще думать о Родине на многочасовых заседаниях депутатов Государственной Думы.

К 80-летию народного артиста СССР в издательстве «АСТ»» вышла книга «Я сам себе судья». Мемуары Иосифа Кобзона составлены наспех, а строчки мелким шрифтом «Данная книга была написана на основе материалов с интервью с И.Д. Кобзоном» как бы предупреждают читателя, что настоящий автор не Кобзон, хотя кроме как него других авторов в книге не указано, а повествование ведется от первого лица.

Скорее всего, редакторы издательства, перелопатив тысячи интервью и статей об Иосифе Кобзоне, а также поговорив с ним несколько часов, самостоятельно составили книгу, отдав ее на подпись знаменитому певцу. Но тут в самый раз сказать: «ну и что?», воспоминания Кобзона от этого не стали другими, просто поверим, что певцу и депутату не до личных воспоминай, вот и вынуждено издательство как-то выкручивать.

Книга Кобзона, несмотря на мелкие ошибки вроде путницы в содержании и плохой подборки фотографий, открывает читателю - поклонник он Кобзона или (как я) нет - Иосифа Давыдовича с разных сторон, ведь, если посудить трезво, жизнь Кобзона - это почти две трети XX века.

Иосиф Кобзон родился на востоке Украины. Третий ребенок и сын в семье. Маленькому Иосифу было всего четыре годика, когда его с мамой и братьями эвакуировали в безопасный, но голодный Узбекистан: «хлеб берегли пуще золота». После Победы вся семья, кроме отца, вернулась домой. Любимый папа встретил в военном госпитале новую жену и перебрался с ней в Москву. Кобзон никогда не держал зла на отца и однажды будучи в столице подростком встречался с ним. С большой долей вероятности, для расставания у родителей были серьезные причины, а не вдруг возникшая любовь фронтовика к медсестре. Мать Иосифа вскоре вышла замуж во второй раз. Отчим подарил мальчикам сестру и заменил пацанам отца.

Вместе с другими ребятами Иосиф два раза выступал перед Сталиным. «На Сталина не смотреть», - приказывали детям взрослые, но как не смотреть на того, от одного имени которого дрожь пронизывала маленькое тело. Затем, все последующие семьдесят лет жизни, Иосифу Давыдовичу довелось петь перед всеми советскими вождями и российскими президентами, и каждый считал своим долгом поднять стопку водки в честь артиста.

После войны семья Кобзонов сильно нуждалась в деньгах. Окончив восемь классов, Иосиф поступил в Горным техникум. Высокая стипендия помогала кое-как сводить концы с концами. В техникуме начались первые публичные выступления на сцене. Параллельно с пением Иосиф увлекался боксом. Достиг немалых успехов, проведя 18 боев, большинство из которых выиграл.

Стране требовались рабочие руки, поэтому Иосифа с однокурсниками призвали в армию, точнее убирать картошку, сразу после защиты итоговых работ. В армии Кобзон впервые серьезно задумался о том, чтобы всю жизнь посветить эстраде, и после дембеля неприятно удивил мать, сообщив, что собирается поступать в институт имени Гнесиных. Иосифу пришлось несколько месяцев протирать спиртом противогазы, чтобы заработать денег на билет до столицы. На экзамены в институт явился в солдатской форме, другой одежды у Кобзона не было.

На третьем курсе к Кобзону пришла всесоюзная слава. Он выступал один и в дуэте, пел самые известные советские шлягеры. Пришлось бросить институт, в который, впрочем, Иосиф Давыдович вернулся спустя годы. После защиты диплома он остался в вузе в качестве преподавателя. Кстати, среди многочисленных учениц Кобзона - певица Валерия.

Но тогда, в начале 60-х годов прошлого столетия, Кобзон пожертвовал образованием и выбрал карьеру и не прогадал. Через несколько лет он стал самым богатым артистом в СССР, его концертная ставка составляла 202 рубля, для сравнения у сверхпопулярной Аллы Пугачевой - лишь 63 рубля. «Я был одним из самых богатых людей в стране, - пишет Иосиф Давыдович. - Кроме меня, еще несколько десятков артистов, в том числе и человек пять из Большого театра, имели такие большие гонорары».

В личной жизни у Кобзона счастье сложилось не сразу. Первый брак с ленинградской певицей Вероникой Кругловой быстро распался. Супруги пропадали на концертах, редко виделись, отсюда измены. Один из друзей Кругловой, узнав о размолвке с Кобзоном, написал в газету фельетон. «В чем меня только не обвинил этот ревнивый журналист: и в алкоголизме, и в аморальном образе жизни, и в каких-то проступках, которые противоречили кодекса строителя коммунизма…» В итоге Кобзона на год отлучили от концертов в Москве и Ленинграде, а также от телевидения. Зато взошла звезда Эдуарда Хиля, которым пришлось «заменить» опального артиста.

Второй брак тоже не сложился. Людмила Гурченко - да-да, та самая, великая и неподражаемая - после развода с Кобзоном, а они прожили три года вместе, перестала с ним здороваться. «Она до конца дней ненавидела меня за развод», - уверенно полагает Кобзон. Третьей и последней женой 33-летнего Кобзона и матерью его двоих детей стала 20-летняя Нинель Дризина, с которой певец вместе по сей день, более 45 лет.

Иосиф Кобзон побывал на нескольких войнах: выступал перед российскими офицерами и солдатами. В 2002 году, когда террористы во время мюзикла «Норд-Ост» захватили театр в Москве, Иосиф Давыдович выступил переговорщиком и вывел из захваченного здания нескольких детей и взрослых. За спасение заложников Кобзон получил из рук президента орден Мужества, а через десять лет народный артист стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» и Героем труда России. Среди множества наград Кобзона есть самая ценная - Герой ДНР. «У меня нет малой Родины. У меня есть одна Родина - это Донбасс», - и этим все сказано.

В 60 лет Иосиф Кобзон принял решение завершить концертную деятельность. С тех пор он выходит на сцену только, когда его сильно просят, не отказывает друзьям, и так ак их очень много со стороны кажется, что Кобзон везде и никуда не уходил. Но он ушел. Ушел, потому что стало подводить здоровье. Две недели после очередного приступа Иосиф Давыдович провел в коме. Врачи прогнозировали скорую смерть певца, давали родственникам несколько дней на прощание - рак побеждал, однако помогли золотые руки немецкого хирурга, болезнь отступила.

«Я сам себе судья» не похожа на исповедь известного всей России человека. Случайно или намерено Иосиф Кобзон обошел некоторые истории из своей биографии, на чем-то остановился подробно, где-то не договорил и резко оборвал историю, но книга получилась цельная и интересная. Его доверительные разговоры с Владимиром Путиным не кажутся высокопарным хвастовством. Просто президент ценит Кобзона, а Иосиф Давыдович любит Россию - а как может быть иначе?

Иосиф Кобзон. Я сам себе судья. М.: АСТ, 2018. 16+