Главное сегодня

20/01/2017 ВСЕ НОВОСТИ
14.11.16 17:25
| Просмотров: 463 |

И немного стихов

Павел Смоляк, «Шум»

На «Первом канале» прошел 13-серийный драматический сериал «Таинственная страсть», поставленный петербургским режиссером Владом Фурманом по одноименному роману Василия Аксенова. Рассказ об эпохе «оттепели» и главных ее героях – поэтах-шестидесятниках - ожидаемо вызвал массу критических визгов.

«Таинственная страсть» - последний и не самый лучший роман Василия Аксенова, который, по некоторым слухам, отечественному классику заказали родственники поэта Роберта Рождественского. Аксенов, не привыкший танцевать под чужую дудку, написал, как хотел, чем привел в ярость заказчиков, попросивших писателя переписать некоторые главки, где в некрасивом свете фигурировал поэт Рождественский. Аксенов отказался и, утверждают знатоки закулисных интриг, подорвал здоровье, отстаивая роман.

Так все было или совсем не так – говорить сегодня, особенно по отношению к сериалу «Таинственная страсть», бессмысленно. Из романа автор сценария Елена Райская взяла немного: оставила имена главных героев, праздничное настроение и некоторые сюжетные линии. Здесь самое время отменить, что книга Василия Аксенова вышла только после его смерти, сначала в отредактированном варианте, а через некоторое время в «авторской версии».

Многочисленные критики «Таинственной страсти» ругают сериал за неправду. В сериале действительно много всего разного перевернуто с ног на голову, но позвольте, «Таинственная страсть» никогда не позиционировалась как документальный роман. Сбивает с толку лишь появляющийся в каждой серии надменный пожилой Аксенов. Писатель в исполнении актера Леонида Кулагина как бы беседует с молодым журналистом, разжевывая те или иные события, раскрывая заодно реальные имена протопив книги.

Поэтому Ян Тушинкий – это, как бы не допускали некой условности авторы сериала, самый настоящий Евгений Евтушенко и никто другой. Филипп Янковский, под определенным углом зрения напоминающий любимого поэта, читает на экране самые известные стихи именно Евтушенко. Почти стопроцентное клонирование не могло пройти бесследно. Здравствующий Евгений Александрович возмутился, когда его киношного двойника превратили в труса и завистника.

Возможно, Евтушенко поторопился с обвинениями и угрозами в адрес Влада Фурмана. Хотя сцена, где Тушинский уговаривает жену Нэллу Аххо, то есть Беллу Ахмадулину (Чулпан Хаматова), подписать гаденькое письмо против нобелевского лауреата Бориса Пастернака, приводит в оторопь любого, кто знаком с творчеством и гражданской позицией Евтушенко. Но, возразит режиссер или автор сценария, на этом конфликте держится вся драматургия непростых отношений Аххо и Тушинского, ведь спор о Пастернаке (писатель в фильме появляется на несколько секунд и напоминает восставшего из могилы мертвеца – передвигается и говорит соответствующе) – полная глупость в глазах обывателя – станет началом конца многолетнему браку поэтов.

А вот вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская сериалом осталась довольна. На всех телевизионных шоу, устроенных «Первым каналом» специально ради премьеры, Богуславская улыбалась и добрым словом вспоминала выдумки Аксенова и реже покойного мужа, его в «Таинственной страсти» прекрасно сыграл молодой актер Евгений Павлов.

При этом главным героем «Таинственной страсти» остается сам Василий Аксенов – Ваксон в исполнении молодого петербургского актера Алексея Морозова. В журнале «Юность» Ваксон знакомится с известными поэтами, вливается в их тусовку и параллельно в семью физика, жена которого вместе с матерью писателя провела несколько лет в лагере.

Для тех, кто забыл или не знал, напомню: мать Аксенова – Евгения Гинзбург пострадала от сталинских репрессий 1937-го года, позже ее полностью реабилитировали, а книга воспоминаний «Крутой маршрут» до сих пор переиздается и остается живым свидетельством страшных преступлений советской власти.

Пьянки и гулянки с молодой советской интеллигенцией, налаживание семейного быта в семье секретного ученого – лишь второй план, на первом плане – история любви Ваксона и Ралиссы. Пока молодой писатель еще трудился провинциальным лекарем, девушка сбежала в Москву и вышла замуж за кинематографиста, его роль исполнил Влад Фурман (в романе Аксенова режиссер Кочевой – писатель).

Роль зла в «Таинственной страсти» отвели агенту КГБ Круглову (Алексей Барабаш). Поставленный следить за активным и не желающим подчиняться советским правилам Ваксоном, вдобавок поселившимся в квартире секретного физика, чекист в последних сериях становится для «объекта» настоящим ангелом хранителем, распутывающим любовные клубки запутавшегося писателя.

Многие критики сериала, вероятно, обольщенные полковником Кругловым, в редких положительных качествах наверняка никогда не существовавшего сотрудника могущественного КГБ увидели – не больше и не меньше – реабилитацию карательных советских органов. Правда, если подумать, Круглов, мечтающий стать писателем (об этом он признается в последней серии), но не нашедший в себе смелости отправить наброски в журнал, - на поверку тот же Ваксон, только выбравший стандартный путь в жизни.

В «Таинственной страсти» не обошлось без глупого суда на «тунеядцем» Бродским, громогласных разносов Никиты Хрущева и всего прочего, с чем в нашей памяти ассоциируется «оттепель». В сериале, помимо сказанного, все поворотные события в судьбе большой страны сильно приглажены. Вероятно, специально все акценты в фильме расставлены иначе, чем желали эстеты, с придыханием произносящие имена шестидесятников. Все-таки «Таинственная страсть» - сериал, рассчитанный на миллионы простых зрителей.

Думаю, если бы не казус с Евтушенко, то, отбросив все художественные недостатки – они есть, к «Таинственной страсти» априори не должно быть высокопарных претензий. Фильм Влада Фурмана – заурядная история любви на фоне Истории и немного отличных стихов. 

Обсуждение

Ваше имя
Введите код simple_captcha.jpg