Главное сегодня

01/04/2020 ВСЕ НОВОСТИ
19.03.16 14:15
| Просмотров: 349 |

Самая древнейшая

Павел Смоляк, «Шум»

В конце февраля мировая культура понесла утрату: на 85-м году жизни скончался выдающийся итальянский писатель и мыслитель Умберто Эко.

Писательская слава к нему пришла после публикации уже в зрелом возрасте (Эко было почти пятьдесят лет) дебютной книги – интеллектуального детектива «Имя розы».

Затем из-под пера Умберто Эко вышло еще семь книг – художественная литература, философские размышления, публицистические отклики в итальянских газетах. 

Последняя книга Эко, напечатанная в России и попавшая в число десяти самых продаваемых книг прошлого года, - «Нулевой номер».

Смешная и одновременно, как все произведения Эко, мудрая книга рассказывает о жизни небольшой редакции. Главный герой – 50-летний журналист и писатель, мечтавший, «как все неудачники, о книге, которая бы от крыла дня него двери славы и богатства». 

Ему предстоит написать чужие мемуары – воспоминания главного редактора несуществующей газеты «Завтра» (естественно, никакой аналогии с одноименным изданием русского писателя Александра Проханова). «В книге должен быть рассказ о том, как я просадил год жизни, чтобы выковать образец свободной прессы».

Газету взялся финансировать итальянский делец, чтобы, побрякивая оружием, посильнее пистолета, - словом, войти в круги «солидных бизнесменов, банкиров и крупных журналистов». 

«Делаем двенадцать нулевых номеров, - объяснил редактор , - ограниченным тиражом, в таким ключе, чтобы нашли «публикации без утайки» попадали в руки прицельно отобранных людей». После публикации «честных материалов», по замыслу издателя, его газету попросят закрыть, что он с радостью сделает: «условно предположим, например, что это отобразиться в паре процентов акций крупной газеты , банка или телеканала».

Пересказанный с подробностями сюжет – лишь самое начало, завязка, далее Эко, жонглируя судьбами нескольких героев романа, раскрывает «кухню» обычной итальянской газеты. Как возникают идеи для статьи, как интерпретируется то или иное событие, как рождаются мифы и как не стоит искать черную кошку в темной комнате, когда никакой кошки в ней нет или, напротив, сделать вид, что кошка есть и тщательно ее искать.

Над «Нулевым номером» Умберто Эко работал несколько десятилетий. Начал роман в прошлом веке, бросил, вернулся к книге только в минувшем году и наскоро дописал, поэтому «Нулевой номер» читается легко и быстро – всего двести тридцать страниц, что по сравнению с другими романами великого итальянца почти брошюра.

«Нулевой номер» - книга о журналистах и для журналистов. Хотя время действия Италия и прошлый век (третья четверть столетия), ничего кардинально в старейшей профессии не поменялось. Гарантирую, что ни один человек, решивший связать или уже связавший себя с миром СМИ, разочарованным после чтения романа не останется.

***

А вот книга нашего земляка, журналиста Дмитрия Губина, успевшего потрудиться на петербургском и московском телевидении, в газетах и журналах, на радио, в том числе английском, недавно выпустил блестящую книгу, практически учебник для журналистов, впервые написанный человеческим языком и примерами из практики.

Писатель и один из самых плодовитых журналистов нашей страны Дмитрий Быков в одном из разговоров признался, что правильно брать интервью он научился у тезки Губина. И впрямь: у Губина есть чему поучиться. 

«Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения» состоит из десяти добротно обработанных мастер-классов Дмитрия, прочитанных им в течение последних нескольких лет в разных городах России. Порой лекция не просто монолог, а диалоги, разборы некоторых «кейсов» со слушателями – что отдельно ценно.

В своих лекциях Губин не просто делится богатым опытом работы в различных средствах массовой информации – «Огонек», «Россия 1», «Маяк», «Вести ФМ», «100ТВ», «Би-би-си», GQ, ТВЦ, «Афиша-Еда», «Радио России», FHM (главный редактор) и прочих, он с профессорской дотошностью объясняет все детали, если угодно, азы профессии, на собственном примере разжевывает будущим журналистам принципы работы ведущим утреннего шоу на радио или главного редактора глянцевого журнала.

Существенная часть книги отведена личности журналиста. Мало окончить факультет журналистики, которых в последнее время расплодилось целая тьма, важно, и это относится не только к работникам пера, считает Дмитрий Губин, продолжаться «работу над собой», верно планировать рабочий день и находиться в гармонии с собственным рассудком, ежедневно подпитывая мозг новыми знаниями (обо всем на свете).

Губин пишет, что одновременно читает несколько книг и научился, занимаясь разными делами, не отвлекаться от чтения. 

Любая необходимая ему книга, читает Дмитрий в основном научную и документальную литературу – нон-фикшн, у него представлена в трех вариантах. Дома он читает бумажный вариант, во время занятия спортом (хороший журналист должен следить за собой) прослушивает аудиокнигу, в путешествиях (и командировках) в «читалке» обязательно электронная копия.

Книги Эко и Губина с первого взгляда не похожи друг на друга: художественный роман и нравоучительная серия бойких мастер-классов – что может быть у них общего? Однако общее все-таки есть. 

Если отбросить из «Нулевого номера» любовную линию и разбить роман Эко на маленькие главки-лекции, то получим итальянский вариант книги Дмитрия Губина. К сожалению и, быть может, к счастью, с книгой нашего земляка проделать подобный финт не получится.

Обе книги посвящены журналистике, но будут интересны любому, кто смотрит новости по телевидению, читает газеты или слушает утренние шоу по радио. 

Одно дело – быть потребителем информации, совсем другое – уметь структурировать полученные из прессы знания. Как это сделать – знают Умберто Эко и Дмитрий Губин, и большое им спасибо, что этими секретами мастерства, в разных формах, они поделились с нами.

Умберто Эко. Нулевой номер. М.: АСТ, CORPUS, 2015 г. 12+
Дмитрий Губин. Губин ON AIR. Внутренняя кухня радио и телевидения. М.: Альпина Паблишер, 2016 г. 16+