Главное сегодня

01/04/2020 ВСЕ НОВОСТИ
29.02.16 08:30
| Просмотров: 408 |

Лео – молодец, Россия - нет

Павел Смоляк, «Шум»

К 88-й церемонии вручения главной кинонаграды мира опять было приковано внимание миллионов телезрителей. «Оскар» в России Первый канал покажет в записи поздно вечером - почти через сутки после трансляции, когда вся страна будет четырнадцатый час чествовать Леонардо ДиКаприо.

1.

Главный телеканал страны поступил здраво. Зачем баловать отечественного зрителя и тратить ночной драгоценный эфир на трансляцию, если нашей стране вновь нечего ловить, и речь, задумайтесь на минуточку, идет об американской премии, а США нам не указ и даже – есть и такое мнение – заклятый враг.

Я «Оскар» люблю и стараюсь не пропускать церемонию награждения. Каждый раз, а это уже лет двадцать, наверное, удивляюсь, почему у них, на этом «Оскаре», все красиво и прикольно, четыре часа скучных «в номинации представлены», «и «Оскар» достается…», «спасибо маме, папе» пролетают незаметно, у нас, на наших «Нике» и «Золотом орле», - театральный капустник или еще гаже. Правда, с «черными» шуточками в этом году переборщили.

Не думаю, что все дело в деньгах и таланте. Деньги есть, талантами Россия не обделена, и, кто помнит, «Евровидение» в свое время провели не хуже остальных. Хотим, когда надо, и можем. Ответ на мой праздный вопрос, скорее всего, в следующем: в США кино – индустрия, в России – человеческий фактор.

Не могу себе представить, чтобы во время «Оскара» на сцену выбежал, например, Клинт Иствуд и стал зазывать Спилберга и Сталлоне к себе, словно ошиблись дверью и пришли на пьянку прославленного режиссера, а на вручение профессиональной награды. Иствуд – нет, а Никита Михалков может все и не стесняется чудачить: вручил сам себе «Золотого орла» за заслуги в мировом кинематографе и искренне умиляется, благодарит.

Ну бог с ним, с нашим светочем кино то бишь, к нему еще вернусь. Церемония в этом году, 88-я по счету – одна из долгожданных и, несмотря на «расистские» скандалы ее сопровождавшие, не разочаровала. Прекрасное шоу, которое можно на Первом канале пересмотреть: обещают показать самые лучшие моменты, их было предостаточно, но, зная политику отечественного телевидения, сомневаюсь, что покажут все.

Из восьми фильмов-финалистов мне довелось посмотреть одну картину. Это – «Выживший». Естественно, пошел в кинотеатр, чтобы оценить игру Леонардо ДиКаприо. Наш Лео, а наш он, потому что у него русская бабушка, «баллотировался» на «Оскар» пять раз и – ура! Боги услышали нас – получил заветную статуэтку. Честно слово, какое счастье!

«Выживший» (12 номинаций на «Оскар!» и четыре награды) мог легко соперничать с «Безумным Максом» (шесть статуэток) или «Марсианином», но в актуальность фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Оскар» второй год подряд) серьезно проиграл «Игре на понижение» и «В центре внимания», который стал лучшим фильмом года.

2.

Кстати, незаслуженно забыл мультфильм петербуржца Константина Бронзита. «Мы не можем без космоса» (короткометражка, всего 15 минут) – вторая работа российского мультипликатора, претендовавшая на «Оскар». 10-минутный мультик «Уборная история – любовная история» в 2009 году американские академики не оценили и прокатили, оставив без «Оскара».

Бронзит, он, вероятней всего, знает больше нас, изначально не верил в победу. В чем-то он прав. «Оскар», об этом говорил в прошлом году продюсер Сергей Роднянский, не дают неизвестным фильмам. Академиков, вечно занятых людей, надо заставить посмотреть кино, то есть заинтересовать их, вложиться в раскрутку, чтобы фильм был на слуху.

У Бронзита денег нет. Мультипликатор месяц назад даже пытался отказаться от поездки в Лос-Анджелес: билет и остальные расходы – «серьезный удар по семейному бюджету». Помогло Министерство культуры, оплатившее дорогу и проживание. Бывает польза от этого ведомства.

3.

«Оскар» - очередной повод поговорить, почему российское кино вечно плетется где-то в конце всего мирового процесса. Отечественные режиссеры не стараются удивить, напротив, создается впечатление, что у наших постановщиков пропало всякое желание доказать, пускай хотя бы самим себе, что они способны на большее, чем снимать реплики американских и советских комедий.

Русский зритель смотрит и давится «новым русским кино», отдавая выбор зарубежным картинам, которые заслужили аплодисменты. Конечно, это риторический вопрос – где русские «Терминатор», «Черепашки ниндзя» и тот же «Безумный Макс»? Возможно, как у Индии, у нас свой путь в кино, однако хорошими российскими драмами, комедиями и детективами современные кинотеатры порадовать нас, профессиональных зрителей, все равно не могут, вот и смотрим «Выжившего» и болеем за ДиКаприо.

Всего сто лет назад русский (советский) кинематограф овладевал умали и слыл во всем мире законодателем стиля. Картины из огромной и страшной страны Советов вызывали настоящий фурор на мировых киносмотрах. А русские актеры и актрисы, вместе с ними режиссеры и операторы, купали в лучах славы и уважении коллег.

С уничтожением советской парадигмы пропала важная составляющего хорошего кино - контроль качества выпускаемых фильмов. В своих воспоминаниях Никита Михалков писал, как сложно ему давались замечания правительственных «критиков» после съемки, на мой взгляд, гениальной «Родни».

Михалкову пришлось из кожи вон вылезть, чтобы удовлетворить все притязания советских киноконтролеров. «Родня» несколько лет пролежала на полке, отлежалась, и сегодня – в золотом фонде российского кино.

4.

Никита Михалков, талантливый режиссер, в 1996 году, едва отошедший от перемены жизненных реалий, в последний раз работал по канонам советской школы и создал, пожалуй, один из главных фильмов минувшего века – «Утомленные солнцем», получивший множество наград и «Оскар», окончательно вскруживший Михалкову голову.

Смертельный ужас (в лице Михалкова), обосновавшийся на праве хозяина в российском кинематографе, отразился на выдвижении отечественных картин на американскую премию. Наши деятели кино, за исключением тех, кто не выдержал давления Никиты Сергеевича и покинул Российский Оскаровский комитет, отчего-то не учли, что «Оскар» - не только желанная награда, но и главная витрина мировых трендов в кинематографе.

Изучив список финалистов «Оскара», можно легко понять, какие идеи и мысли сегодня главенствуют в умах цивилизованной части планеты. В ста процентов случаев мы, Россия, на все мировые тренды отзываемся отечественной «национальной идеей» - победой в Великой Отечественной войне. Больше предложить миру нам нечего.

За последние шесть лет лишь один фильм, выдвинутый на «Оскар» от нашей страны, объяснял современную России. Я говорю о «Левиафане» Андрея Звягинцева. До этого, вдумайтесь, Россия пичкала американскую киноакадемию исключительно фильмами о войне.

2010-й год – «Край» Алексея Учителя, 2011-й год – «Утомленный солнцем – 2» Никиты Михалкова, 2012-й год – «Белый тигр» Карена Шахназарова и 2013-й год – «Сталинград» Федора Бондарчука – единственный фильм, который, в отличие от предыдущих трех, не провались в российском прокате.

В этом году на «Оскар» наши «академики» отправили «Солнечный удар» Никиты Михалкова. У Оскаровского комитета, увы, увы, увы, не хватило смелости выдвинуть остросоциальную картину Юрия Быкова «Дурак». Результат печальный и прогнозируемый: «Солнечный удар», провалившийся в отечественном прокате (при бюджете 21 млн долларов не собрал и 200 тысяч), выбыл из гонки за «Оскар» на первом этапе конкурса.

5.

Патриоты справедливо спросят, зачем я столько времени уделил американской награде. Существуют в России свои «аналоги» - учрежденная в СССР «Ника» и вполне молодой «Золотой орел». У меня есть, чем ответить на упрек.

Любая профессиональная награда – особое внимание коллег или, как с «Оскаром», - пропуск в закрытый клуб. Но «Оскар» - это еще профессиональная рекомендация для любителей кино во всем мире. Теперь, после 88-й церемонии, я точно знаю, какие фильмы обязательны к покупке и просмотру.

Переживаю, что в списке нет ничего «нашего», а так сильно хотелось написать: «Оскар» - наш!», но придется горько констатировать: российское кино по-прежнему в том самом месте.