Главное сегодня

01/04/2020 ВСЕ НОВОСТИ
30.12.15 22:20
| Просмотров: 326 |

Книги - 2015

Павел Смоляк, «Шум»

Перед любым читателем, одолевшим за год больше пяти книг, невероятно сложно выделить самую главную. Сказать, что в уходящем году хороших книг не нашлось – подлинное лукавство, правда в другом – в 2015 году было слишком много хороших книг.

Прощающийся с нами год, напомню, был объявлен президентом Владимиром Путиным Годом литературы. Однако это никак не сказалось на индустрии в целом. В центральных городах России прошли официальные мероприятиях. Ярмарку на Красной площади посетил президент и вся палитра русских писателей и поэтов. В остальном – обычные будни терпящего бедствие корабля.

В 2015-м году издатели выпустили меньше книг, чем в 2014-м году. Петербуржцы и вместе с ними вся Россия перестали покупать и читать книги. Конечно, не каждому по карману книга за 400-500 рублей – сегодняшняя норма для томика известного автора. Поэтому неискушенный читатель, заглянувший в книжный магазин, долго выбирает спутника на несколько дней, а то и недель.

На вопрос, что купить, думаю, самый исчерпывающий ответ – финалисты трех главных литературных премий России. Одна из них, отмечу, учреждена и вручается в Санкт-Петербурге. Она же, речь идет о «Национальном бестселлере», самая независимая и непредсказуемая. Конечно, в финалисты могут затесаться случайные пассажиры, но имя победителя никогда не оспаривается.

В этом году «Национальный бестселлер» достался петербургскому прозаику и драматургу Сергей Носову за книгу «Фигурные скобки». Носов не первый раз в финале петербургской премии. Настоящую славу Сергею принесли «История памятников» и «Грачи прилетели», и множество пьес, которые идут на сценах лучших театров страны.

«Фигурные скобки», написанные блестящим русским языком с долей здорового юмора, рассказывают о съезде микромагов. На этом остановлюсь, чтобы не выдать весь сюжет замечательного романа.

Среди финалистов «Национального бестселлера» - роман-исповедь Татьяны Москвиной «Жизнь советской девушки», сборник рассказов Анны Матвеевой «Девять Девяностых», книга «о воде и камнях» Василия Авченко и «Вера» Александра Снегирева, которая победила в не менее престижном конкурсе и удостоилась приза «Русский Букер» - первой негосударственной премии в России, вручаемой с 1991 года.

Молодой писатель Снегирев – мастер малой прозы, за подборку лирических рассказов много лет назад получил премию «Дебют». Его сборники рассказов несколько лет держатся в рейтингах продаж самых крупных магазинов Москвы. «Вера» - шаг в сторону от любимого жанра – крохотный роман о женской доле.

Алиса Ганиева, красавица из Дагестана, тоже несколько лет стала лауреатом «Дебюта» в номинации «Крупная проза». Ее третья книга – «Жених и невеста» - образец семейной жизни на Кавказе. Признаюсь, я был уверен, что «Русский Букер» достанется роману Алисы, но члены жюри, среди которых был наш земляк литературовед Алексей Машевский, решили иначе.

Просмотрел «Букер» другого своего финалиста, тоже девушку – Гузель Яхину из Казани. Ее дебютный 500-страничный роман «Зулейха открывает глаза» получил сразу две «Большие книги» - приз жюри и приз читателей.

«Большая книга» - самая денежная литературная награда в России. Пять с половиной миллионов рублей между собой разделили три лауреата: первая премия (Яхина) – три миллиона, вторая («Свечка» Валерия Залотухи) – полтора и третья (Роман Сенчин с книгой «Зона затопления») – один миллион рублей.

«Зулейха открывает глаза» - личная для Гузели Яхиной история. Прототипом главной героини романа стала бабушка автора, которую вместе с другими раскулаченными татарскими крестьянами в 30-е годы прошлого века отправили в Сибирь. Людмила Улицкая написала в предисловие к книге: «Этот роман принадлежит тому роду литературы, который, казалось бы, совершенно утрачен со времени распада СССР».

Подводя литературные итоги, нельзя пройти мимо присуждения Нобелевской премии русскоязычной писательнице из Белоруссии Светлане Алексиевич. Алексиевич много писала в СССР, работала журналистом и за несколько десятков лет собрала сотни, как она утверждает, голосов, которые легли в основу ее пронзительных и печальных книг – «У войны не женской лицо», «Цинковые мальчики», «Время секонд хэнд» и другие.