Главное сегодня

06/12/2022 ВСЕ НОВОСТИ
25.06.10 15:00
| Просмотров: 106 |

Опасная еда

Екатерина Буркова

Реклама продовольственных товаров убеждает нас в полезности того или иного продукта, прилавки магазинов привлекают красивыми упаковками и обертками. Но насколько в действительности полезно и безопасно то, что мы покупаем практически каждый день? Контроль качества пищевой продукции, реализуемой различными розничными сетями, является не просто желательной превентивной мерой, а необходимостью, поскольку в последнее время участились случаи поступления в продажу товаров, несоответствующих минимальным нормам безопасности. О том, каким проверкам подвергаются продукты питания и что нужно делать, если вы пострадали от некачественной продукции, рассказали представители СПб ГУ «Центра контроля качества товаров (продукции), работ и услуг».

В центре проводятся самые различные исследования по выявлению неудовлетворительной продукции. По словам специалистов в категории некачественных товаров обычно лидируют молочные и мясные продукты – в их состав вводят чрезмерное количество растительных жиров, нарушают процентное содержание веществ, что является нарушением технического регламента. Но причиной появления продукции, не отвечающей требованиям стандартов, становится не только неправильно организованный технологический процесс производства. К факторам, влияющим на безопасность товаров, можно отнести и некорректные условия хранения, и неправильную транспортировку. Товар может «перележать» в магазине, а может поступить туда уже испорченным, поэтому важно контролировать все этапы – начиная с поступающего сырья до реализации продукции в готовом виде.

Результаты мониторинга прошлого года показали, что количество жалоб на некачественные продукты питания, предлагаемые в магазинах, значительно возросло. Эксперты связывают это в том числе и с экономическим кризисом. На 2009 год по результатам лабораторных исследований 70% образцов мясной продукции, 40% молочной, 36% рыбной не соответствовали нормативной документации и данным маркировки. Впрочем, как отметил начальник Управления торговли КЭРППиТ Сергей Палинчук, «в Петербурге создан эффективный щит, охраняющий потребительский рынок от проникновения на него ненадлежащего качества продукции», и ситуация в нашем городе гораздо лучше, чем во многих других регионах страны.

Мониторинг 2010 года проводился в три этапа. В мае было закуплено восемьдесят образцов продукции, и по итогам проверок двадцать пять из них были признаны не соответствующими стандартам качества по ряду показателей. Полученные результаты публикуются на сайте Центра контроля качества – с ними может ознакомиться любой покупатель, и передаются в Роспотребнадзор.

«Наша цель – сделать эту информацию открытой для всех, зачастую сам производитель не знает о том, что именно служит причиной плохого качества продвигаемого товара», – заявили специалисты. Кстати, импортные товары тоже подвергаются проверке.

За несоответствующее качество предприятие могут наказать штрафом от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Естественно, такие суммы особого урона фирме не наносят, поэтому многие поставщики продолжают наполнять рынок сомнительной продукцией не в ущерб производству. Но политика защиты прав потребителей не исчерпывается мониторингами и штрафными санкциями. С крупными торговыми сетями заключаются соглашения о проверке продукции – для производителя это выгодно, поскольку хорошие отзывы о товарах действуют эффективнее любой рекламы. Система конкурсов способствует продвижению и повышению качества продукции и повышает конкурентоспособность. На конкурсной основе проводится система добровольной сертификации товаров, работ и услуг «Петербургская марка качества», в рамках данной программы отдельно производится экологическая сертификация. Сертификаты «Эко» в прошлом году получили порядка пятидесяти предприятий.

Фирмы-производители могут также поучаствовать в ежегодном конкурсе «Сделано в Санкт-Петербурге», чтобы получить экспертную оценку своей продукции и информационную поддержку СМИ. Кроме того, в этом году Правительством города утвержден новый знак отличия «Поставщик Санкт-Петербурга», награду получат производители, чья продукция будет отличаться высоким уровнем качества. Преимуществом этого нововведения является то, что осуществлять контроль над выпускаемыми товарами предприятию придется в течение целого года, а не в качестве одноразового мероприятия – для того, чтобы проверить качество, товары будут приобретаться экспертами в разных розничных сетях.

В прошлом году количество некачественных товаров составило в общей сложности около 30% от общего объема продуктовой продукции. Специалисты из Центра контроля качества прогнозируют, что в этом году ситуация скорее всего не изменится. К сожалению, подобные проверки не могут охватывать уличные торговые точки и фермерские магазины; натуральность и полезность предлагаемых там товаров в некоторых случаях очень сомнительны. А вот рынки контролируются ветеринарными службами, поэтому более защищены от опасной продукции. Одной из положительных тенденций можно считать появление брендованной продукции с использованием частной торговой марки, которая позиционирует хорошее качество по невысокой цене. В этих случаях относительно дешевая стоимость не является показателем некачественности предлагаемых товаров.

В качестве самостоятельных мер защиты потребителям рекомендуется внимательнее оценивать условия реализации продуктов, читать этикетки, следить за тем, чтобы не истек срок годности товара. О некачественных, опасных для здоровья продуктах лучше сообщать в Роспотребнадзор или Центр контроля качества, где работает специальная «горячая линия» для покупателей.