Главное сегодня

28/03/2024 ВСЕ НОВОСТИ
04.09.14 21:50
| Просмотров: 524 |

Благотворительность от лукавого

Павел Смоляк, «Шум»

Дурость страшнее любой болезни. От нее нет иммунитета. Не застрахован никто. Обладая этими нетривиальными знаниями, я наблюдал очередной всплеск дурости, естественно, пришедший с проклятого всеми богами Запада, внимательно озирался и ждал, когда же вирус постучится в мою дверь. Наконец случилось.

Дурости пришла в мой дом с вызовов заразить дуростью еще кого-нибудь. Приятель и депутат, между прочим, это одно лицо, следуя праведной моде, во имя тем самых благих дел, которыми вымощена дорога в дом Сатаны, вылил на себя ведро холодной воды. Протерев глаза от влаги, депутат передал эстафету еще трем «жертвам», среди которых был я. Наверное, неделька прошла, мы трое все молчим, не бежим в болото с головой. Наверное, все-таки иммунитет.

Случилось так – видимо, дело в обычном воспитании – стараюсь не подавать бедным. Без жалости читаю плакаты с корявыми буквами «Помогите на операцию», с юмором - «Помогите на бухло». Читаю и тотчас забываю. Иногда, замерев на пару секунд, думаю про себя: кто ж мне поможет, где эти люди, о которых говорил Михаил Булгаков, те самые, которые придут и все сами предложат. Задерживаются, с меня же спрашивают.

Единственно, когда не жалко расстаться с монетой, - узрев на улице или в помещении музыкантов, настоящих. Не панков с гитарой и просьбой кинуть мелочевку в шапку. Видел я этих у Казанского собора, не внушают толики доверия. Хотя было дело однажды, ухом заметил неплохой коллектив. Гитары две, пригляделся, микрофон, установка специальная, пели красиво. Для них десятки не жалко. Каждый работает, как умеет. Я бы тоже пел, но не нет.

Благотворительность бывает разная. Я обычно, то есть никогда, денег не перечисляю, не помогаю жалостливым фотографиям, статьи о больных детях не читаю – грустно все-таки, без них плохого в жизни хватает. Задумался после очередной благотворительной агитки по телевидении: заболеет кто-нибудь из близких, друзей, пойдешь просить денег или смелости не хватит? Думаю, не пойду, дело-то личное.

Неделю тому назад заспорил на тему, кому помогать; если помогать, то больным или здоровым детям. Мой тогдашний оппонент, сидя против меня и под вино философски рассуждая о происках фортуны, периодически кричал: «Жизнь важнее!» И было бы совсем глупо с ним не согласиться. Однако я доказывал другое, не противореча ни ему да никому.

В интернете, не помню, какой был месяц, может, год прошел, некий благотворительный фонд – единственный в своем роде – помогает исключительно взрослым людям, распространил ролик. В двух словах вот что показывалось: на грани смерти находятся ребенок и взрослый, зрителя просят сделать выбор. Подавляющее большинство выбирает ребенка, взрослый умирает; и объяснение простое: взрослый пожил, у ребенка все впереди.

Я склонен помогать здоровым. Больным в нашем грустном обществе всяко помогут. Ребенок жалостью выбьют себе рубли на лечение. Что делать талантливому ребенку, когда не хватает денег на спортивную форму или музыкальный инструмент, другой инвентарь, - тут ответа нет. Каждый чих сегодня имеет свою цену. Деньги, верно заметил один персонаж Достоевского, «таланты дают».

Мой приятель держал оборону и одновременно нападал: «Жизнь, жизнь, жизнь!» - летело с его языка. Как можно жизнь, говорил он, сравнить со спортивной формой. Я держался, повторяя, что есть и такие люди, для которых спортивная форма – жизнь. Для них жизнь – заниматься любимым делом: спортом, музыкой, наукой. Какой смысл жить, когда не живешь, а существует, считаешь дни за днем, точно оказался в сырых застенках тюрьмы, и со временем думы о жизни заменяет желание скорейшей смерти.

Благотворительность, разумеется, нужна. Нельзя без нее. Каждый благотворительный фонд спасает жизни, помогает с лечением или кричит о проблеме, о которой не знает общество, а государство предпочитает закрыть глаза, сделать вид, что все идет по плану. Призывать к благотворительности – свинство, как стыдить тех, кто отказывается по каким-то причинам кому-то помогать. Есть такие, кто наловчился, жертвует и в необходимый момент, словно козырной туз, вытаскивает историю про бедную девочку без ног, которой помогает два года. Помогает, чтобы предъявить общественности. Господ, для которых благотворительность – инструмент, повод повеселиться, большинство. Настоящая благотворительность, как и деньги, любит и нуждается в тишине.

Помогать надо, и куда надежней поступают волонтеры, заботящиеся о стариках в заброшенных домах престарелых. Благотворительность не заключается в обычном выбросе денег, списанных давно в уме, как обязательные траты, вроде «представительских расходов». Дороже личного участия, помощи человеку, дыхание которого ощущаешь на себе, нет и быть ничего не может. Впрочем, дело это неприятное, не каждый возьмется по своей воле мыть дряхлых и ворчливых дедов, и на вопрос «зачем?», теряться с ответом.

Я никогда не был хорошего мнения о православной церкви. Попам, к слову, не доверяют даже мои знакомые православные. Непросто растолковать, как клирики могут молиться в соборах, построенных на бандитские деньги. Отмазываются, дескать, деньги не пахнут. Добра, спрыснутые человеческой кровью, купюры тоже не принесут. Все средства хороши? Отнюдь.

В свое время аплодисменты и слова поддержки от миллионов миллиардер Владимир Потанин услышал, объявив о грандиозном для русского человека деле: все нажитое богатство жертвует на благотворительность, оставив своим детям несколько миллионов «на жизнь». Потанин сразу встал в один ряд с великим филантропом и самым богатым человеком на планете Биллом Гейтсом.

Прошел всего год. Не замеченная в плохих историях Наталия Потанина, жена предпринимателя-миллиардера, внезапно пожаловалась журналистам – ее муж последняя сволочь. За семейным ужином, рассказала женщина, прожившая с Потанином три десятка лет – их любовь началась еще в школе, предприниматель заявил о разводе и потребовал от зазнобы подписать бумажки. Первая – Наталия не претендует ни на какое имущество. Второе – все прочее пожертвовать на благотворительность. У самого миллиардера, как выяснилось на суде, за душой ни копейки.

Более того, самый честный и порядочный (а ведь так считали!) миллиардер не явился на день рождения младшего сына. 15-летний Василий наивно пытался примерить отца с матерью. Потанин сыну заявил: «Не звони мне больше».

Такой «баланс Потанина». Если в мире студентов-вундеркиндов прибыло, то в отдельно взятой семье москвички Наталии убыло и вдобавок повисла судебная тяжба за старенький дом, который много лет назад построили ее родители.

Вот и верь им, благотворителям.