Главное сегодня

05/06/2020 ВСЕ НОВОСТИ
11.10.13 16:20
| Просмотров: 503 |

Патриотизм на экспорт

Наталья Грязневич, специально для «Шума»

Еще до начала проката авторы «Сталинграда» всячески подчеркивали, что третий фильм Федора Бондарчука - не что иное, как прорыв отечественного кинематографа и чуть ли не самая гениальная лента о войне за все существование русского кино.

Сценарист Сергей Снежкин сказал: лучше снять после этого про войну уже нельзя, несмотря на недовольное «тявканье» недоброжелателей. «Приготовьтесь, эту великую картину нужно смотреть с открытой душой, с открытым сердцем», - строго предупредил он. Сразу вспомнилось михалковское «Великий фильм о великой войне» и тэтчеровское: «Быть могущественной — это как быть настоящей леди. Если вам приходится напоминать людям, что вы ею являетесь, вы ею не являетесь точно».

Кратко: фильм неплохой, сделан на совесть. Красивые и качественные спецэффекты. Горящие люди, падающие самолеты, летающие снаряды – с точки зрения картинки и зрелища фильм сделан на твердую «четверку». 3D технология создает эффект присутствия, хотя задние планы абсолютно плоские. Складывается ощущение, что «Сталинград» снят чрезвычайно поспешно, на эмоциях. 

Случается, человек, вдохновленный какой-то пусть даже благородной идеей, начинает агрессивно путанно ее навязывать окружающим, добиваясь лишь отторжения. Так и авторы фильма явно переборщили с желанием всем доказать, что битва за Сталинград была «самая кровавая за всю историю человечества» (sic!), и мы – русские – в этой битве «спасли все человечество» от неминуемой гибели. Такие фразы если и заставляют задуматься, то разве что о вменяемости авторов картины, нисколько не умаляя подвиг советских солдат в Великой Отечественной войне.

«Сталинград» будто собран из ярких, красочных, но не особо значимых и логически связанных эпизодов. Казалось, что их можно переставлять местами и общая картина не изменится. А в гениальном произведении каждый мазок, каждое слово, каждая сцена – выстрадана, выверена и имеет глубокое внутреннее содержание как сама по себе, так и в рамках контекста.

Взять, например, эпизод с бегущими на врага солдатами, охваченными огнем с головы до пят, - красиво, жутко, мощно, но теряется в общем потоке сцен. Словно просто для эффекта, а ведь если эмоционально, логически и сюжетно увязать эпизод с другими, можно было бы взорвать зал. Война это страшное событие, и чтобы заставить зрителя заплакать, нужно всего лишь поймать его эмоцию и довести ее до предела. В «Сталинграде» же зрителя закидывают яркими, кровавыми сценами, надеясь, что он рано или поздно кто-нибудь клюнет. В конце фильма, когда герой Федора Бондарчука Тютя просит огня на собственное укрытие, чтобы разбить подобравшихся немцев, многие вокруг меня действительно шмыгнули носом. Сильная сцена, согласна.

Любовная линия героини Кати и пяти русских солдат прорисована довольно слабо. Гораздо эмоциональнее и правдоподобнее в этом плане история немецкого офицера Питера Кана и русской девушки Маши. Здесь есть и развитие, и эмоции, и искренняя прорвавшаяся на мгновение у офицера-эсесовца ненависть к войне, которая мешает жить счастливой жизнью. Все похоже на реальную жизнь, на неподдельные чувства и страдания. 

Группа русских солдат, оказавшихся в доме Кати, напомнила первый фильм Бондарчука, «9 рота». Многие теперь сравнивают «Сталинград» с лентой об Афганистане и отмечают, что «9 рота» сделана искреннее. Там не было претензии на прорыв. Там была честная правдивая история, интересные герои, яркие актеры, цепляющий за душу саундтрек. В «Сталинграде» все наполовину.

Продюсеры «Сталинграда» очень хотели снять фильм – претендент на премию «Оскар». Казалось, это и есть главная идея фильма. А тема войны она, к сожалению, вторична. Наверное, этим и объясняется ленивое развитие сюжета и неглубокая философия картины.

Не знаю, как американских академиков киноискусства, а чуткого зрителя обмануть сложно. И если ударную дозу патриотизма, транслируемого закадровым голосом трагического Бондарчука, он и с радостью примет, то в оценке гениальности картины будет абсолютно беспристрастен.